Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Они точно справятся? Как санкции влияют на СИБУР и где компания ищет новых партнеров
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Они точно справятся? Как санкции влияют на СИБУР и где компания ищет новых партнеров

Обновлено 12 октября 2022 года.

Под вопросом оказались сроки инвестпроектов, Запад забанил покупку оборудования и разрушил логистические цепочки. Как холдинг адаптируется к новым условиям, что будет с производством гликолей и чем интересны азиатские партнеры?

Санкции Сибур

Какие санкции коснулись СИБУРа?

Многочисленные санкции, введенные ЕС, США и их союзниками в отношении РФ в 2022 году, не могли не затронуть СИБУР.

  • Запрет на ввоз в РФ оборудования для нефтепереработки, включая установки полимеризации и термического крекинга. Российские эксплуатанты не могут получить услуги сервиса оборудования от западных производителей.
  • Запрет на поставку в РФ десятков видов химической продукции, включая катализаторы для получения полиэтилена, полипропилена, окиси этилена.
  • Ограничения для российских компаний на транспортировку товаров по территории ЕС, в том числе на транзит. Это привело к остановке европейского экспорта СИБУРа.
  • Персональные санкции против председателя правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрия Конова, а также акционеров компании Леонида Михельсона, Геннадия Тимченко и Кирилла Шамалова.

СИБУР и его «дочки» не фигурируют в санкционных списках, однако всеобъемлющая система жестких ограничений прямо влияет на ведущий нефтегазохимический холдинг РФ, ставя перед ним новые вызовы, заставляя менять планы и перестраивать бизнес.

Около 700 европейских компаний отказались от сотрудничества в СИБУРом в 2022-м. Бывшие партнеры поставляли катализаторы, спецхимию, запчасти, лицензии и технологии.

Читайте также: Как диджитализация стала конкурентным преимуществом главного производителя МЭГ в РФ

Главные риски санкций

Информация о том, что санкции негативно повлияют на крупнейшие инвестпроекты компании, появилась уже в марте. Дальневосточный мегапроект СИБУРа — Амурский газохимический комплекс (ГХК) мощностью 2,7 млн тонн полимеров — планировали запустить в 2024 году. Эксперты предположили, что проект встанет из-за недоступности импортного оборудования. Также были сообщения, что китайская корпорация Sinopec, партнер СИБУРа по проекту ГХК, приостановил инвестиции в РФ из-за риска попасть под санкции.

Новая бизнес-реальность могла повлиять и на завершение проекта «Этилен-600» на площадке «Нижнекамснефтехима». Генпартнером проекта выступала Linde AG: немцы отвечали за проектирование, поставку оборудования и запуск первой очереди завода, рассчитанного на годовой выпуск 600 000 тонн этилена и 272 000 тонн пропилена.

Запрет на ремонт и обслуживание оборудования несли риски для работы новейшего предприятия СИБУРа «Запсибнефтехим» из Тобольска, где выпускают полиэтилен, полипропилен, мономеры. На производстве там используют установки, работающие на основе технологий американских и британских компаний.

Производство гликолей также могло испытать эффект санкционного давления из-за дефицита катализаторов для окиси этилена (основа гликолей). Но в целом гликолевый сектор СИБУРа защищен тем, что работает на собственном сырье, а все технологические переделы происходят в единой производственной цепочке.

Торговые и логистические ограничения сказываются на экспорте: в СИБУРе признали сокращение отгрузок продукции «Нижнекамскнефтехим» для Европы. В общей доле экспорта синтетических каучуков завода из Татарстана на страны ЕС приходилось до 40 %.

Еще одно следствие санкций — отзыв кредитных рейтингов СИБУРа международными агентствами. Однако это не имеет большого влияния на бизнес: в условиях санкций доступ к западному финансированию и без того отрезан, внешние рейтинги уже не имеют значения для определения надежности заемщика внутри страны.

Как СИБУР справляется с новыми вызовами

Вопреки пессимистическим прогнозам, СИБУР уже к лету смог адаптироваться к новым условиям — санкционное давление не стало фатальным для бизнеса компании.

  • Инвестпроекты. Компания не отказалась от проекта Амурского ГХК, но перенесла сроки завершения на 2025–2026 годы. В СИБУРе заявили, что проведут переконфигурацию технологического оборудования. О смещении срока запуска «Этилен-600» в Нижнекамске не сообщалось (завод должен дать первую продукцию в середине 2023-го) — работы на площадке продолжаются.
  • Рынки сбыта. До 30 % портфеля СИБУРа ранее приходилось на поставки в Европу — это сотни тысяч тонн каучуков, газов, полимеров. Этот рынок компания заместила ростом объема отгрузок в Турцию, Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Перестройка логистики позволила нарастить поставки на Восток в три раза.
  • Запчасти для ремонта. Компания частично нашла новых поставщиков запчастей для ремонта импортного оборудования. Продукция из Китая и стран Ближнего Востока заменит европейскую. СИБУР занимается технологическим импортозамещением несколько лет. На заводе ««ЗапСибНефтехим», который вводили в 2019 году, уже до 80 % отечественного оборудования. Ситуация с сервисом и запчастями не помещала в III квартале успешно провести остановочный ремонт завода Томскнефтехим».
  • Катализаторы и спецхимия. Компания сообщала, что нашла альтернативы и закрыла потребности по 95 % из числа позиций импортной спецхимии. Продолжаются поиски аналогов в РФ и за рубежом.

На внутреннем рынке СИБУР стал бенефициаром ухода западных компаний. Компания смогла оперативно предложить российским заказчикам импортозамещающие альтернативы упаковки медицинских растворов, упаковки снеков и молочной продукции.

Генеральный директор СИБУРа Михаил Карисалов в сентябре сообщил, что все площадки компании загружены заказами, а по итогам года бизнес сгенерирует прибыль.

Зачем СИБУРу проекты в Казахстане?

Сейчас особый интерес для СИБУРа представляют проекты с партнерами из соседних государств, не вовлеченных в санкции против РФ. Холдингу нужны новые рынки сбыта и доступ к недорогому сырью.

В прошлом году СИБУР вошел в совместный с казахстанскими компаниями «Самрук-Казына» и «КазМунайГаз» проект по созданию нефтегазохимического комплекса в городе Атырау. В 2022-м ценность участия в проекте возросла.

Создание производства полипропилена в Атырау в основном завершено. Предприятие будет выпускать до 500 000 тонн продукта в год, перерабатывая местный пропан. На очереди возведение площадок для выпуска полиэтилена (1,25 миллиона тонн в год), терефталевой кислоты (ТФК) и полиэтилентерефталата (ПЭТ) на 1 миллион тонн в год.

Продукция новых заводов предназначена для Китая и Турции, однако доступ к дополнительным объемам ТФК важен и для российского холдинга. Главный производитель продукта в РФ — завод СИБУРа «Полиэф» из Башкортостана. Его мощность — всего 350 000 тонн кислоты в год. ТФК, наряду с моноэтиленгликолем (МЭГ), — ключевой компонент для получения ПЭТ, из которого делают пластиковую тару.

О развитии нефтегазохимической промышленности в Казахстане и Средней Азии читайте в нашем специальном материале. Об особенностях российского рынка ТФК рассказали в этой статье.

Развитие проекта в Казахстане может стать драйвером производства ПЭТ в России в рамках производственных цепочек СИБУР, а также стимулировать выпуск МЭГ.

Национальная компания Казахстана «КазМунайГаз» заявила, что учитывает возможные санкционные риски при работе с компаниями из России. В СИБУРе сообщали, что по состоянию на третий квартал 2022-го, компания продолжает работу по нефтехимическим проектам в Казахстане без каких-либо ограничений.

Чем интересен Иран?

Другое интересное направление — Иран. Страна, много лет находящаяся под жесткими санкциями Запада, заинтересована в торговых партнерах и инвесторах.

В апреле глава иранской National Petrochemical Company (NPC) предложил российским профильным игрокам нарастить инвестиции в местную нефтепереработку. В обмен на деньги и технологии Иран готов предоставить бизнесу РФ льготы и доступ к портам для вывоза продукции.

По мнению директора ГК «РусИранЭкспо» Александра Шарова, Иран может быть интересен и в качестве рынка сбыта продуктов базовой нефтехимии. В этой стране, например, не производят фенол и ацетон. Их везут танкерами из Восточной Азии, тогда как в РФ есть перепроизводство этих продуктов и удобный маршрут поставок — по Каспийскому морю.

Читайте также: На российском рынке антифризов перераспределяется спрос в 2022 году

«Еще один перспективный экспортный товар — бутилакрилат, акрилонитрил и прочие акриловые соединения, которые Иран также импортирует. Также нужны синтетические масла, своих производств в стране нет. У нас есть целый список химии, который Иран импортирует со всего мира, но только не из России», — говорит эксперт.

В сентябре СМИ сообщили, что NPC подписала соглашения с российскими нефтехимическими компаниями, в том числе с СИБУРом, о предоставлении им катализаторов и лицензий на использование.

Иран превосходит РФ по объемам производства этилена — базового вещества, на основе которого строят полимерные цепочки в производстве готовых продуктов нефтегазохимии. В этом году МЭГ из Ирана в больших объемах появился на российском рынке, и в этой сфере иранские производители выступают уже в качестве конкурентов СИБУРа.

О рынке МЭГ в РФ и значении МЭГ из Ирана читайте здесь.

Выводы

  1. СИБУР не упоминается в санкционных списках, однако на его бизнес негативно влияют технологические, торговые, логистические и финансовые ограничения Запада.
  2. Компания смогла оперативно адаптироваться к ухудшению условий. Замены импортным запчастям и катализаторам найдены, СИБУР перенаправил экспорт из Европы в Азию, а также подтвердил завершение ключевых инвестпроектов.
  3. СИБУР в основном ориентирован на внутренний рынок, который маржинальнее из-за меньшего логистического плеча. Возможностей холдинга должно хватить на обеспечение собственного производства полуфабрикатами. Это касается и выпуска гликолевых продуктов.
  4. Казахстан и Иран в нынешних условиях — интересные площадки для развития бизнеса СИБУР. Холдинг может частично переориентировать туда экспортные поставки, а также получать необходимые полуфабрикаты для переделов.
Вам также может быть интересно
10 октября, 2024
Sustainea построит заводы по выпуску биогликолей годовой мощностью 700 тыс. тонн
На фоне восходящего тренда на «зеленые» материалы в мире появляется все больше желающих делать МЭГ на растительной основе. Компания Sustainea намерена масштабировать технологию получения биогликолей из сахара и запустить сеть производственных площадок по всему миру.
3 октября, 2024
Почему этан так сильно влияет на будущее нефтехимии
Потребление этана в мире демонстрирует взрывной рост. США активно запитывают на это сырье нефтехимические заводы в Европе и Азии, а богатые углеводородами страны, включая Россию, занимаются собственными проектами. В ближайшие годы в мире будет больше этиленгликолей этанового происхождения.
27 сентября, 2024
О пользе этиленгликоля в буровых растворах
При добыче углеводородов буровые жидкости помогают сохранять скважины в рабочем состоянии. Растворы с этиленгликолем – решение, которое может быть востребовано при работе со сложными грунтами. Мы изучили отечественные и зарубежные наработки и расскажем самое главное и актуальное о том, чем МЭГ полезен в бурении.