СУГ залили российский рынок: цены и проблемы утилизации
Сжиженные углеводородные газы (СУГ), которые являются одним из трех ключевых видов сырья для производства моноэтиленгликоля (МЭГ), с начала года становятся востребованными на пиролизах в России.
Основной причиной этого эксперты называют высокую цену на нафту, а также уход с западного рынка российских поставщиков, что повлекло изменение устоявшихся технологических схем в глобальном секторе и значительный профицит СУГ на внутреннем рынке.
От максимумов к минимумам
Стоимость СУГ в России в течение года показывает неожиданный трек. В начале года цена тонны СУГ на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) превышала 36 тыс. рублей, а к концу мая подешевела до 7 тыс. рублей. Такая динамика шла в разрез с традиционным подорожанием сжиженного газа на бирже к лету, когда к дачному сезону его потребление резко растет.
Читайте также: Сделали прогноз цен на нефть в 2022 и 2023 годах — выводы неоднозначные
Весь прошлый год котировки СУГ были аномально высокими. Их резкий рост в конце лета 2021 года вызвала авария на заводе «Газпрома» по переработке газового конденсата в Новом Уренгое. Тогда рынок временно лишился 170 тыс. тонн этого продукта.
С тех пор стоимость СУГ постепенно снижалась, но ускорило эту динамику начало спецоперации на Украине. В апреле основным фактором, вызвавшим резкое падение цен, стал переизбыток СУГ на внутреннем рынке на фоне сложностей с его поставкой за рубеж. Российские СУГ формально не запрещены к поставкам в ЕС, однако весной европейцы снизили объемы закупок. Негативно повлиял и уход из России крупных судовых перевозчиков, а скачок перевозок по железной дороге привел к затруднениям транспортировки и дефициту специализированных цистерн. Основной экспортный маршрут российских СУГ в Европу, который проходил через Украину в Польшу, оказался заблокирован из-за боевых действий.
При этом переориентация продукции в Азию, которая спасла многие компании от падения общих объемов экспорта, оказалась недоступна в случае с СУГ. Во многих регионах крупнейшего по этому направлению потребителя – Китая – действуют запреты на перевозку сжиженных газов по суше. В условиях перепроизводства профицит СУГ по оценкам экспертов летом доходил до 25% рынка.
К августу ситуация с поставками продукта в Европу частично наладилась, стоимость прочно вошла в значения выше 20 000 рублей за тонну. Последний взлет стоимости СУГ был в сентябре – на СПбМТСБ стоимость превышала 29 709 рублей за тонну. Затем цена развернулась вниз, а на новостях об очередной волне обострения отношений России и Запада и диверсиях на газопроводах, биржевые котировки СУГ стремительно подешевели. Цена на 14 ноября – 16 328 рублей за тонну. Это в два раза ниже уровня начала 2022 года и более чем втрое меньше исторического рекорда, зафиксированного в августе 2021-го.
Место российских СУГ в Европе заняли СУГ из США. Уже летом американцы, которые в 2021-м поставили на континент 3,98 млн тонн СУГ, достигли уровня 4 млн тонн. По итогам этого года общий объем американский поставок может достигнуть рекордного показателя – 7 млн тонн
Не так страшна цена, как невозможность утилизации
По мнению отраслевых экспертов, само по себе падение цен на СУГ даже до еще более низкого уровня не станет серьезной проблемой для российских производителей (крупнейшие – СИБУР и «Газпром»). Они смогут компенсировать потери в этом сегменте за счет прибыли от продажи других продуктов из корзины переработки попутного нефтяного газа (ПНГ) – товарного газа и конденсата, цены на которые стабильны.
В то же время критичным может стать сам переизбыток СУГ, большие объемы которого сложно хранить. А снижать его производство можно только вместе с сокращением переработки ПНГ, а, значит, нефти и газа, так как на данный момент правительство жестко контролирует его утилизацию.
Читайте также: Газовый даунстрим в Средней Азии: повлияют ли проекты СНГ на российский рынок этиленгликоля.
Сейчас допускается сжигание не более 5% от добытого объема (более 100 млрд. кубометров в 2021 году), а за превышение этого уровня на факелах предусмотрены серьезные штрафы. Повышающие коэффициенты штрафов составляют 25 и 100, помимо этого компании должны заплатить компенсацию за вред атмосфере.
Крупнейшие игроки рынка просили государство временно снизить уровень утилизации и разрешить отправлять на факел до 30% от уровня добычи попутного газа. Но пока правительство на такой вариант не согласно.
Межтопливная конкуренция и влияние на рынок МЭГ
Переизбыток СУГ может привести в России к изменению сырьевой корзины для пиролизов, основным продуктом которых пока остается нафта.
Так, из-за роста цены на прямогонный бензин, подобную замену на «Нижнекамскнефтехиме» весной произвел СИБУР. При этом получаемый в результате переработки этилен производители могут также переориентировать с выпуска полиэтилена на моноэтиленгликоль (МЭГ).
С учетом дешевизны СУГ нефтехимики в России загрузили ими пиролизы, что привело к повышенной выработке всей этиленовой цепочки. В сентябре «Коммерсантъ» приводил слова директора практики «Газ и химия» VYGON Consulting Дмитрия Акишина – эксперт говорил, что возможности по увеличению потребления СУГ в России практически исчерпаны: нефтехимия по максимуму загрузила пиролизы легким сырьем, а автотранспортный сектор и население объективно не могут обеспечить рост потребления СУГ.
Обилие дешевых СУГ на рынке и очередное обрушение цены на этот продукт осенью прямо повлияло на рынок МЭГ. Дешевое сырье снизило стоимость продуктов в последующих переделах: этилен – окись этилена – МЭГ. Следствием этого стало неожиданное снижение стоимости тонны МЭГ в разгар октябрьских продаж и фактически досрочное завершение сезона активных закупок. Подробнее о событиях на рынке МЭГ этой осенью читайте в этом материале.
Вместе с тем, у отраслевых экспертов есть предложения по балансировке рынка СУГ. Так, Дмитрий Акишин считает, что решение находится в производственном цикле переработки нефти и газа. Он поясняет, что газопереработчики сами могут регулировать уровень предложения, в том числе направляя излишки СУГ в газотранспортную систему (ГТС) «Газпрома». Такая практика не несет рисков для ГТС. Напротив, газ приобретает большую ценность за счет увеличения калорийности. Выбросы же загрязняющих веществ от объектов газопотребления будут гораздо меньше, чем при сжигании попутного газа на открытых факелах. Эксперт считает, что зимой возможности ГТС по приему СУГ меньше из-за высокой загрузки системы, но и спрос на СУГ в холодное время выше.