Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Как защитить природу от жидкостей для деайсинга с содержанием МЭГ?
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Как защитить природу от жидкостей для деайсинга с содержанием МЭГ?

Противообледенительные жидкости (ПОЖ) препятствуют обледенению самолетов в воздухе, обеспечивая безопасность перелетов. Между тем, антиобледенители содержат этиленгликоли и могут нанести природе серьезный ущерб. Рассказываем о решениях, которые позволяют предотвращать утечки, избегать штрафов и даже экономить на закупках ПОЖ.

Обложка: Аэропортовый сбор

Почему жидкости для деайсинга опасны?

В прошлом году мы погрузились в тему деайсинга самолетов с применением ПОЖ. Познакомьтесь с материалом, если еще не читали. Напомним, что в холодную погоду воздушные суда перед вылетами с помощью спецоборудования обрабатываются ПОЖ – гликолевыми растворами с водой и загустителями.

Медиа периодически сообщают, что надзорные органы расследуют факты попадания в водоемы близ аэропортов жидкостей, содержащих этиленгликоль (чаще всего – моноэтиленгликоль, МЭГ). МЭГ относится к третьему классу опасности, его предельно допустимая концентрация в водоемах не должна быть более 1 мг/дм3. Превышение чревато гибелью рыб и другой водной фауны. Гайд о рисках, связанных со взаимодействием с МЭГ и том, как их избежать – здесь .

В 2018 году Росприроднадзор установил, что с территории петербургского аэропорта «Пулково» ПОЖ попала в реку Новая. В пробах обнаружили превышение содержания этиленгликоля в 640 раз. После всех разбирательств аэропорт поменял систему стоков.

В 2023 году Росприроднадзор рассматривал жалобы на загрязнение водоемов ядовитыми сбросами подмосковного аэропорта «Шереметьево».

Неконтролируемое попадание б/у ПОЖ во внешнюю среду с территории аэропортов свидетельствует о проблемах в системе сбора и очистки этой жидкости. Худший вариант для воздушной гавани – судебные разбирательства, огромные штрафы и испорченная репутация. Прямой ущерб природе и людям, а также последствия загрязнения химикатами водоемов и почв сложно оценить – например, некоторые виды рыб или водоплавающих птиц могут навсегда исчезнуть из загрязненных районов.

Пропылесосить или грамотно слить?

Сейчас в аэропортах по всему миру используются различные технологии работы с б/у ПОЖ. Расскажем о самых распространенных.

Простой и популярный прежде всего в небольших аэропортах способ сбора отработанной ПОЖ – применение вакуумной спецтехники. Она работает по принципу пылесоса, всасывая жидкость с поверхности перрона аэропорта. Далее собранные отходы транспортируются к месту накопления, откуда их забирают на переработку или утилизацию.

Основной недостаток такого способа в том, что какие-то объемы жидкости все же попадают в систему стоков вместе с дождем и талыми водами. Вероятность того, что ПОЖ не будет полностью собрана повышается, когда техника выходит на перрон с запозданием (это может быть связано с загруженностью площадки самолетами) или во время осадков, когда ПОЖ смывается.

Средний расход ПОЖ на обработку бортов на земле составляет около 25 тонн раствора на 100 вылетов. Большим самолетам требуются больше ПОЖ. К примеру, на комплексную обработку четырехдвигательного двухпалубного широкофюзеляжного Boeing 747-400 может требоваться до 1,8 тонн спецжидкости.

Другое решение, которое обеспечивает более тщательный сбор ПОЖ, – установка специальных площадок для обработки самолетов перед вылетами. Такие площадки оборудованы автономными канализационными системами – на поверхности есть вырезы и канавки, чтобы вся стекающая с воздушных судов антиобледенительная жидкость попадала с специальные стоки, которые не связаны с обычной ливневой канализацией. Далее жидкость стекает в подземные резервуары.

В аэропорту «Шереметьево» в 2019 году оборудовали станцию противообледенительной обработки самолетов. Туда входят резервуары для хранения ПОЖ, насосная станция, система водоподготовки и прочее оборудование. Деайсинг воздушных судов с запущенными двигателями проводится на 17 площадках, подключенных к автономной системе дренажа для сбора ПОЖ.

Тем не менее, немного ПОЖ все же попадает на землю во время руления и взлета воздушных судов – со сбором жидкости подстраховывает все та же вакуумная спецтехника.

Очистить стоки

Надежные системы очистки сточных вод препятствуют попаданию остатков МЭГ-содержащей жидкости в водоемы. Они применимы и для аэропортов, где из-за теплого климата к процедуре предполетного деайсинга самолетов прибегают нечасто или там, где отработанная ПОЖ в системе стоков смешиваются с другими техническими жидкостями (стоки топливозаправочных комплексов или вода после мытья помещений, емкостей и т.д.).

Аэропортам доступны разнообразные варианты очистки сточных вод. Группа компаний «Полихим», решения которой сейчас используются в «Пулково», предлагает следующие этапы очистки вод сложного состава в аэропортах:

  1. Механическая гравитационная предочистка – позволяет на следующих этапах улучшить удаление растворенных органических и неорганических веществ.
  2. Каталитическое окисление – для превращения этиленгликоля в нетоксичную легко удаляемую щавелевую кислоту.
  3. Коагуляция и флотация – для удаления продуктов окисления этиленгликоля, растворителей и тяжелых металлов.
  4. Ультрафильтрация – для удаления механических и коллоидных загрязнений микронного размера.
  5. Сорбционная доочистка – для финишной очистки сточной воды, доведения ее до нормативов сброса в водоем или использования в технических целях.

«Индустрия воды», другая российская компания, разработала и апробировала свою технологию очистки сточных вод аэропортов. Ее особенность в том, что для деструкции загрязняющих веществ, включая этиленгликоль, применяется только одно вещество – озон.

В нашей стране и за рубежом разработали технологии по очистке сточных вод аэропортов с помощью микроорганизмов, которые поглощают этиленгликоль. Мы уже писали об опытах с инженерными бактериями, перерабатывающими МЭГ в ценное вторсырье.

Некоторые аэропорты в США, Канаде и Швейцарии для очистки сточных вод используют водно-болотные угодья. Туда сливают стоки, а затем биоценоз почвенных микроорганизмов очищает воду. Главными минусами такого способа специалисты называют использование больших площадей и длительный неконтролируемый процесс очистки.

Вторая жизнь ПОЖ

Собранные техникой или с помощью автономных систем дренажа ПОЖ с высокой концентрацией этиленгликоля могут быть переработаны на территории аэропорта. Это позволяет сэкономить на вывозе отработанной жидкости и даже заработать – очищенный этиленгликоль можно повторно использовать и даже продавать. В настоящее время несколько воздушных гаваней по всему миру перешли к практике переработки ПОЖ на месте. О реализации подобных кейсов в российских аэропортах нет информации.

Во второй половине прошлого десятилетия аэропорт в Портленде на северо-западе США, где деайсинг в среднем применяется 90 дней в году, запустил собственную программу переработки б/у ПОЖ. Впоследствии в Портленде стали принимать на переработку ПОЖ из других аэропортов страны. Массовый продукт ресайклинга ПОЖ в Портленде – водно-гликолевая смесь в пропорции 50 на 50.

Самый свежий пример старта производства восстановленного этиленгликоля из ПОЖ – аэропорт в Вильнюсе. Осенью 2023-го года в нем запустили оборудование по очистке сточных вод с выделением МЭГ, а до этого оборудовали площадки для деайсинга и сети сбора ПОЖ.

Вторичный этиленгликоль из ПОЖ аэропорты продают в качестве сырья для других продуктов (например, антифризов), при этом считается, что он не подходит для производства ПОЖ. Однако международный аэропорт в Мюнхене заявляет, что именно он стал единственным в мире, где перерабатывают и повторно используют ПОЖ на месте. Немцы не раскрывают подробностей технологии, но делятся цифрами, на которые можно ориентироваться в процессе ресайклинга ПОЖ.

Инфографика: Восстановление ПОЖ в аэропорту Мюнхена в цифрах
Вам также может быть интересно
24 мая, 2024
Развитие нефтехимии и производство этиленгликолей в Индии
Огромной быстрорастущей экономике Индии требуется все больше нефтехимической продукции – страна много импортирует и активно развивает внутреннее производство.
23 мая, 2024
«Сибур» может увеличить производство этиленоксида и МЭГ
Новый комплекс удвоит объемы этилена для «Нижнекамскнефтехима» и обеспечит развитие производства полимеров в «Сибуре». Часть сырья компания намерена направить на другие направления – в их числе расширение выпуска окиси этилена и этиленгликолей.
23 мая, 2024
Безопасен ли пропиленгликоль в вейпах?
Споры об альтернативном курении, кажется, не закончатся никогда. В центре нашего внимания – пропиленгликоль, важнейший компонент жидкостей для парения. Беспристрастно разбираемся, угрожает ли здоровью этот двухатомный спирт в вейпах.