Газовый даунстрим в Средней Азии: повлияют ли проекты СНГ на российский рынок этиленгликоля
Миллиардные инвестиции, собственное сырье и зарубежные технологии позволят насытить внутренний рынок и начать экспортировать. Выпуск МЭГ «зашит» в несколько крупных проектов.
Газохимия в приоритете: предпосылки создания и перспективы развития
Согласно данным компании BP, по запасам природного газа Казахстан занимает 14-е место в мире, у Узбекистана 24-я позиция.. Газовые месторождения этих стран сравнительно доступны – это пустыни, а не морской шельф или районы вечной мерзлоты. И Казахстан, и Узбекистан, развивая собственную добычу газа, ускоренными темпами создают индустрии газопереработки. Это позволит удовлетворить внутренний спрос, а также наладить экспорт высокомаржинальных продуктов высокого передела.
У этих азиатских государств СНГ неплохие стартовые позиции для развития газохимии. Природный, попутный нефтяной газ и газ конденсатных месторождений – ценное сырье. Помимо объемов газа, к факторам, позитивно влияющим на развитие газохимии, отнесем следующие:
- Выгодное расположение – рядом с крупными рынками сбыта (Китай, Россия, Индия).
- Доступные трудовые ресурсы – невысокая стоимость привлечения персонала и оплаты труда.
- Многовекторная внешняя политика – возможность привлекать средства иностранных инвесторов без ограничений.
Сейчас в Казахстане и Узбекистане строят несколько газохимических предприятий на миллиарды долларов. Мы отобрали крупнейшие проекты газового даунстрима – те, что должны запуститься в 2022–2025 годах. Каждый из них предполагает выпуск и переработку этилена – основы для создания моноэтиленгликоля (МЭГ) – или производство самого МЭГ. Появление мощных гликолегенерирующих и гликолепотребляющих площадок в Средней Азии может повлиять на российский рынок этиленгликоля.
Компаниям из РФ интересны нефтегазохимические проекты в Средней Азии. «Татнефть» разрабатывает технико-экономическое обоснование проектов по производству бензола, толуола и ксилола в Узбекистане. В Казахстане эта компания участвует в создании заводов по производству шин, бутадиеновых каучуков и дорожных битумов. «Газпромбанк» профинансировал строительство комплекса Uzbekistan GTL, где делают синтетическое топливо. Об участии СИБУРа расскажем в этом материале отдельно.
Читайте также: Нефть и не только: российско-индийские отношения продолжают набирать обороты
Чудеса в пустыне: главные проекты Узбекистана
«Население и экономика Узбекистана растут быстрыми темпами. Повышается спрос на продукты переработки нефти и газа, особенно на полимеры. Узбекистан обладает значительными запасами газа – соответственно, газ можно перерабатывать. Есть ряд проектов, которые реализуются и частными инвесторами, и государством. Из наиболее крупных выделяются предприятие на базе технологии МТО под Бухарой и расширение Шуртанского комплекса», – говорит Вячеслав Охотин, начальник департамента финансирования нефтегазовой и химической промышленности «Газпромбанка».
Будущий газохимический комплекс (ГХК) в Бухарской области называют крупнейшей в мире площадкой по производству полимерной продукции на базе технологии МТО (Methanol to Olefin) – здесь будут перерабатывать природный газ с низким содержанием ценных компонентов.
Этапы технологии МТО:
- Очищенный и осушенный природный газ поступает на установку получения метанола (MeOH).
- Газ преобразуется в синтез-газ, а затем в метанол. Для производства синтез-газа используют чистый кислород.
- Метанол направляют на установку МТО, где происходит каталитический крекинг метанола в олефины.
- Легкие олефины (этилен и пропилен) в дальнейшем полимеризуются в полиэтилен низкой плотности, этиленвинилацетат, полиэтилентерефталат и полипропилен.
Выбор технологии МТО основан на составе природного газа, добываемого в стране, – в основном это метан с минимальным содержанием тяжелых компонентов.
О проекте известно с 2021 года. Главный инвестор – SEG, узбекская нефтегазовая компания. Объем вложений оценивают в диапазоне от 2,5 до 4 миллиардов долларов. Сроки завершения не объявлены, однако проектирование, строительство и пусконаладка требуют не менее трех лет.
Мощность ГХК составит до 720 000 тонн полимеров в год. Это будут разнообразные продукты из основных компонентов этилена и пропилена, которые заменят импортное сырье. Предприятие призвано удовлетворить потребности внутреннего рынка, куда пойдет более 70 % объемов, остальное отправят на экспорт – в страны СНГ, Китай, Турцию, Юго-Восточную Азию.
На предприятии будут выпускать полиэтилентерефталат (ПЭТ) – полимер для производства пластиковых бутылок. Сегодня Узбекистан полностью импортирует ПЭТ. ГХК локализует ПЭТ-линию: МЭГ – ключевой компонент для ПЭТ – планруютт делать здесь же. Вещество произведут по технологии Scientific Design Company Inc. (США).
Полученный МЭГ используют не только как сырье для ПЭТ – определенные объемы пойдут на рынок. «Данный полимер будет удовлетворять спрос на производство гидравлических жидкостей, растворителей, а также антифризов», – уточняют в ГХК.
Scientific Design Company Inc. так описывает свою МЭГ-технологию: «Этилен и кислород объединяют для получения этиленоксида в многотрубчатом каталитическом реакторе в присутствии катализатора. Высокоэкзотермическая реакция контролируется с помощью запатентованных систем безопасности. Этиленоксид из реактора может быть разделен на высококачественный очищенный продукт или дополнительно переработан для получения МЭГ, ди- и триэтиленгликолей».
Другой крупнейший проект узбекской газохимии – расширение мощностей Шуртанского ГХК (Кашкадарьинская область) примерно до 505 тыс. тонн полимерной продукции в год. Объем инвестиций составит 1,8 миллиарда долларов. Госкомпания «Узбекнефтегаз» намерена завершить этот проект до конца 2024 года.
ГХК получит новый источник сырья в виде нафты. Возможности по переработке вещества составят до 430 тыс. тонн в год. Текущая мощность комплекса 125 тыс. тонн полиэтилена, через два года к ним добавятся 280 тыс. тонн полиэтилена и до 100 тыс. тонн полипропилена. Таким образом, мощности предприятия фактически утроятся.
О планах по выпуску ПЭТ или МЭГ на ГХК ничего не сообщается. Однако наличие сырьевой базы и перерабатывающих мощностей технологически позволяет реализовать соответствующее производственное ответвление.
Шуртанский ГХК запустили в 2001 году на базе газоконденсатного месторождения Шуртан. Предприятие способно переработать до 4 млрд кубометров природного газа в год.
Первый казахский ГХК: 2 этапа проекта, продуктовая линейка и что ждет СИБУР
Несмотря на серьезные запасы сырья, внутренняя потребность Казахстана в нефтехимической продукции на 90 % покрывается импортом. Создание собственного газохимического кластера – приоритетная задача, которую неоднократно озвучивали местные власти.
Топ-проект казахстанской газохимии – построенный с нуля комплекс в Атырауской области. Это первый ГХК в стране. Проект реализуют нефтегазовая госкомпания «КазМунайГаз» и инвестхолдинг «Самрук-Казына».
ГХК будет перерабатывать пропан с близлежащих месторождений. Конечная продукция – полипропилен. Это сырье для производства пластиковых нитей, труб различного назначения, пленки, мешков и другой упаковки, медицинских изделий. Продуктовая линейка термопластичного полимера включит 65 различных марок. Годовая мощность комплекса – 500 тыс. тонн полипропилена.
Проект запустили в реализацию в середине 2010-х годов. Сейчас почти все готово к запуску – в июле стартовала подача пропана на технологические установки, завершается пусконаладка – катализатор загружают в реакторы дегидрирования пропана. Начать производство планируют в августе-сентябре.
Второй этап проекта предполагает создание вокруг ГХК интегрированных площадок по производству полиэтилена (1,25 миллиона тонн в год), бутадиена (186 000 тонн в год), терефталевой кислоты (ТФК) и ПЭТ (около 400 тыс. тонн ПЭТ-гранулята). Об источниках получения МЭГ для выпуска ПЭТ не сообщают. Для меньшей себестоимости конечного продукта производство этиленгликоля можно было бы локализовать на площадке интегрированного ГХК.
В развитии газохимического кластера в Атырау должен поучаствовать СИБУР. В прошлом году компания договорилась с «КазМунайГаз» и «Самрук-Казына» об участии в проекте: предполагается, что доля СИБУРа в совместных предприятиях по выпуску полипропилена и полиэтилена составит 40 %.
Помимо прочих выгод, участие в развитии казахской газохимии позволит СИБУРу получить доступ к дополнительным объемам ТФК. Ключевой производитель продукта в РФ – завод СИБУРа «Полиэф» – обладает ограниченными мощностями (порядка 350 000 тонн в год), что не всегда достаточно для производства ПЭТ в РФ.
Ряд экспертов из Казахстана в 2022 году видят риски сотрудничества с СИБУРом по проекту ГХК. Портал ratel.kz приводит следующее мнение: «Из минусов сотрудничества – возможность санкций в отношении СИБУРа. И здесь перед «КазМунайГазом» стоит задача тщательного анализа влияния санкций на казахстанский завод по производству полипропилена до того, как СИБУР окончательно войдет участником в этот проект, и что немаловажно: при каких обстоятельствах и как СИБУР покинет проект в случае реализации всех санкционных рисков».
Резюме
- Узбекистан и Казахстан ускоренными темпами развивают газохимическую промышленность для насыщения внутреннего спроса и экспорта высокомаржинальных продуктов высокого передела.
- В ближайшие годы в этих странах запустят три больших проекта: два в формате «гринфилд» и один по расширению мощностей. Предприятия будут работать на местном сырье.
- В результате реализации среднеазиатских газохимических проектов в регионе станут производить больше МЭГ, сырья для него и конечных продуктов с использованием гликолей. Это может повлиять на экспортно-импортную составляющую российского рынка этиленгликоля.
- СИБУР участвует в проекте создания газохимического кластера в Казахстане (производство полипропилена и полиэтилена). В 2022-м появились риски участия из-за санкций.