Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » На российском рынке антифризов перераспределяется спрос в 2022 году
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

На российском рынке антифризов перераспределяется спрос в 2022 году

Сектор производства антифриза, один из трех ключевых потребителей моноэтиленгликоля, в последние месяцы страдает от рекордного сокращения выпуска автомобилей и их поставок из-за границы. Но до конца года рынок сбалансируется благодаря снижению затрат производителей охлаждающих жидкостей на закупку гликолей, котировки которых пошли вниз, а также благодаря активному импорту машин населением в обход дилеров.

Рынок антифриза в России 2022

Автомобильный провал

Производство и импорт автомобилей в России за первое полугодие 2022 года резко просели на фоне ухода с внутреннего рынка иностранных производителей и поставщиков. Так, в январе-июне производство легковых автомобилей в стране снизилось почти на 62 %, до 281 тыс. штук. В июне этот показатель вырос более чем в 3,5 раза по сравнению с маем — до 13,4 тыс. машин. Но цифры все равно оказались на 89 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствуют данные Росстата.

Высокие показатели июня относительно предшествующего месяца объясняются прежде всего рекордно низкими объемами производства автомобилей в России в мае — всего 3,7 тыс. автомобилей. Это в 30 раз меньше прошлогоднего уровня.

Основной причиной стала остановка конвейеров большинства российских автозаводов после ухода иностранных партнеров, от которых зависели поставки зарубежных комплектующих. В июне производство автомобилей Lada Granta в упрощенной комплектации возобновил «АвтоВАЗ», но основная часть заводов, принадлежащих зарубежным авиакомпаниям, по-прежнему находилась в простое.

Падал в Россию и официальный импорт дилерами новых автомобилей и машин не старше трех лет, несмотря на то что правительство 30 марта разрешило параллельный импорт, то есть ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя. В июне поставки машин из-за рубежа, по данным агентства «Автостат», оказались на уровне 8,26 тыс. машин. Это почти вдвое меньше, чем в начале года.

Тесная взаимосвязь

Такие показатели ударили по российскому рынку антифризов, объемы производства которых превышают 400 тыс. тонн и напрямую коррелируют с динамикой авторынка.

Традиционно рынок антифризов устойчив к большинству факторов влияния и растет в среднем на 10 % в год. Но в 2020 году пандемия и связанные с ней ограничительные меры, прежде всего остановка на несколько недель автозаводов, негативно отразились на показателях отрасли. Из-за этого, по оценкам участников отрасли, потребление рухнуло почти на 30 %. В 2021 году производители охлаждающих жидкостей столкнулись с другой проблемой — падением спроса на их продукцию на треть из-за ее существенного подорожания. Поднятие цен было вызвано резким ростом стоимости основного сырья для антифризов — этиленгликолей. Европейские котировки этого продукта, на базе которых рассчитывается и российская цена, несколько месяцев оставались на рекордных уровнях, часто превышая 900 евро за тонну.

По оценкам экспертов маркетингового агентства MegaResearch, на фоне колоссального снижения производства и ввоза автомобилей, в 2022 году рынок антифризов может вновь вернуться к показателям 2020 года или даже показать небольшое снижение относительно локальных минимумов периода пандемии.

Дальнейшая динамика сектора будет определяться экономической ситуацией в стране и темпами восстановления автомобильной отрасли, отмечается в отчете.

Читайте также: Безопасность в авиации: создание отечественных антиобледенителей и рынок сегодня

Есть и плюсы

Балансирующее влияние на рынок может оказать остановка импорта иностранной продукции, которая занимала 10 % российского рынка. Уход этих объемов снизит предложение, так что сокращение спроса не будет таким болезненным для внутренних поставщиков. В то же время они могут пострадать от перехода потребителей на некачественные, но более дешевые продукты на основе метанола. В MegaResearch считают, что снижение доходов населения в условиях кризиса вызывает рост спроса именно на такую продукцию.

Впрочем, у внутренних производителей качественного антифриза также была возможность скорректировать свои цены для стимулирования спроса с учетом существенного снижения стоимости сырья. Так, на мировых рынках к концу первого полугодия спотовые цены на моноэтиленгликоль упали в среднем на 20 %. В Северо-Западной Европе они оказались ниже уровня в 800 евро на условиях поставки FD NEW. В России падение стоимости МЭГ составило 25 % — до 70-75 тыс. руб. за тонну на фоне сезонного низкого спроса, укрепления рубля и профицита одного из базовых видов сырья — сжиженных углеводородных газов, экспорт которых сильно ограничили санкции.

Читайте также: Они точно справятся? Как санкции работают против СИБУРа и зачем компании новые зарубежные партнеры

Свято место пусто не бывает

Отраслевые эксперты не ожидают резкого падения производства антифризов в России по итогам 2022 года. К тому же темпы внутреннего производства автомобилей постепенно восстанавливаются. Например, «АвтоВАЗ» в августе увеличил продажи модели Lada на российском рынке по сравнению с июлем текущего года в 1,8 раза до 18 тыс. штук. Автоконцерн с середины июня к концу августа перезапустил производство своих ключевых моделей — Lada Granta, Lada Niva Legend (бывшая 4×4), Lada Niva Travel (бывшая Niva Chevrolet) в упрощенных версиях, чтобы не зависеть от импортных компонентов. Но в годовом выражении динамика реализации машин пока остается отрицательной (в августе падение на 6,9 %).

Александр Гадецкий, технический директор «Макстон-Инжиниринг», отмечает, что остановка производства и снижение поставок новых автомобилей из-за рубежа компенсирует рост ввоза подержанных авто напрямую населением.

Набирает обороты прямая покупка машин в Европе и Японии. По данным таможни, только через Владивосток количество ввезенных для личного пользования иномарок выросло на 43 %, до 100 тыс. штук. За август их число выросло вдвое, до 21,5 тыс.

Росту импорта способствует то, что в июле правительство упростило регистрацию машин, ввозимых из-за границы, и временно отменило обязательное требование по оснащению машин устройствами вызова экстренных служб “ЭРА-ГЛОНАСС”. Такой упрощенный порядок регистрации действует до 1 февраля 2023 года. Также наблюдается скачок импорта машин из Китая.

Эти факторы смогут поддержать потребление антифриза, отмечают на рынке, просто от автозаводов и сегмента новых автомобилей спрос перейдет к автосервисам и подержанным машинам.

Вам также может быть интересно
20 марта, 2024
В России наращивают производство полиэфирных волокон
В 2023 году в стране запустили крупнейшее предприятие по выпуску полиэфирного волокна. Шахтинский завод – единственный в РФ, где эту продукцию получают прямым синтезом из терефталевой кислоты и моноэтиленгликоля.
11 марта, 2024
Сжечь или разложить?
Благодаря физическим свойствам моноэтиленгликоль (МЭГ) востребован для создания антифризов различного назначения. В России из-за холодной погоды развито производство автомобильных антифризов – на их изготовление уходит до 2/3 всего этиленгликоля.
27 февраля, 2024
UPM успешно продвигает древесный МЭГ еще до начала производства
В 2022 году мы рассказывали о проекте «дочки» финского деревообрабатывающего холдинга UPM. В немецком городе Лойна UPM Biochemicals возводит предприятие, где впервые в промышленном масштабе будут выпускать биомоноэтиленгликоль (био-МЭГ ) собственной марки UPM BioPura.