Как СИБУР адаптировался к санкциям
Самым читаемым материалом нашего блога стала статья «Они точно справятся? Как санкции влияют на СИБУР и где компания ищет новых партнеров». Публикуем завершающую часть истории об адаптации СИБУРа к новым вызовам. Рассказываем о перестройке экспорта, новых продуктах и инвестпроектах.
В прошлом году СИБУР (производитель этиленгликолей №1 в РФ) потерял возможность получать оборудование и технологии из ЕС и США, ввозить катализаторы и спецкомпоненты. Ключевые экспортные направления, выстраиваемые годами, пришлось сворачивать. Компания столкнулась с сильнейшей турбулентностью – выход из нее потребовал переориентации экспорта и ускоренного развития продуктовой линейки для внутреннего рынка.
Читайте также: Они точно справятся? Как санкции влияют на СИБУР и где компания ищет новых партнеров
Ушли из Европы в Азию
В 2021 году доля европейских поставок в выручке компании составляла 20%. СИБУР отправлял в ЕС пластики, каучуки и газы. По данным исполнительного директора компании Сергея Комышана, доля продаж в Европу в 2022-м снизилась до 3–5%.
СИБУРу пришлось выйти из совместных с европейскими партнерами проектов. На начало марта 2023-го известно о следующих решениях:
- Компания выкупит у бельгийской Solvay 50% долю в совместном предприятии (СП) «Русвинил» в Нижегородской области. «Русвинил» – ведущий производитель поливинилхлорида в России. Чтобы стать единственным владельцев завода, компания заплатит партнерам 430 млн евро.
- СИБУР в начале года перестал быть совладельцем итальянского производителя БОПП-пленки Manucor. Россияне приобрели 50% этого бизнеса в 2019 году. Manucor управляет заводом, выпускающим до 100 тыс. тонн БОПП-пленки в год – это одно из крупнейших в ЕС предприятий этого профиля.
«Нам удалось нарастить присутствие в ряде нетрадиционных для нас регионов. Основным рынком сбыта выступает Китай, на который приходится до 80% общего объема наших экспортных продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом мы видим большой потенциал спроса на других рынках Юго-Восточной Азии, где мы активно развиваемся с середины 2021 года. Это такие рынки, как Бангладеш, Вьетнам, Малайзия, Камбоджа, Индонезия, куда уже есть регулярные поставки, пусть еще и в небольших объемах», – сообщил СМИ Сергей Комышан.
Компания перевыполнила планы поставок на азиатские рынки: во втором квартале прошлого года объем вырос на 50% к первому, а во втором полугодии – в 2,5 раза к первым шести месяцам. Впечатляющей динамики удалось добиться за счет продаж синтетических каучуков и полимеров. СИБУР также впервые начал поставлять в Азию полистирол, изобутанол, метилакрилат, поликарбонат.
СИБУР увеличил долю в ввозимых в Турцию полимерах до 20%. Эта страна может стать хабом для российских поставщиков нефтегазохимической продукции на пути к конечным потребителям (в том числе и в Европе).
В компании видят потенциал в расширении присутствия на рынках Африки и Южной Америки. За два года компания поставила туда 100 тыс. тонн полиэтилена и полипропилена, а через несколько лет объем экспорта может вырасти до 600 тыс. тонн.
Средняя Азия остается важным регионом для СИБУРа. Компания намерена наращивать там присутствие в нескольких сегментах, а также участвовать в СП с местными производителями. О новых проектах по выпуску этиленгликолей в Средней Азии мы писали здесь.
СИБУР в Казахстане совместно с местным Фондом национального благосостояния и компанией «КазМунайГаз» создал СП на базе газохимического комплекса по выпуску полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год. СИБУР рассматривает варианты участия и в другом проекте на базе СП – запуске производства полиэтилена мощностью.
Перенаправление экспорта из Европы в Азию повлекло для СИБУРа рост расходов на логистику – с этой проблемой столкнулись все крупные российские компании-экспортеры.
Заместили импорт и создали новое
Устойчивость СИБУРа связана с тем, что порядка 2/3 продукции компании остается на внутреннем рынке (этиленгликоли практически полностью продаются в России), конфигурацию спроса на котором компания во многом сама и определяет, пользуясь возможностями ведущего производителя нефтегазохимической продукции.
Геополитические изменения открыли новые возможности для СИБУРа на внутреннем рынке – есть запрос на замещение продукции из недружественных РФ стран. В компании видят перспективы дополнительного спроса на 400 тыс. тонн полимеров в год за счет замены импорта.
По данным Plastinfo.ru, в 2022-м потребление базовых полимеров в РФ сократилось на 1,1% к 2021 году – до 5,3 млн тонн. Совокупный импорт этих материалов сократился на 16,1% и составил 880 тыс. тонн.
Важнейшие проекты СИБУР в сфере импортозамещения:
- «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) освоил выпуск марки блоксополимера полипропилена для канализационных труб. Стоимость материала для производителей труб на 40% ниже ранее широко представленных в РФ зарубежных аналогов.
- «ЗапСибНефтехим» запустил производство новой марки черного трубного полиэтилена ПЭ 100 RC, которая устойчива к распространению трещин и позволяет выпускать пластиковые трубы для прокладки в сложных грунтах.
- НКНХ разработал марки полипропилена и полимерной пленки для упаковки медицинских растворов. Их применение позволит заместить труднодоступные импортные аналоги и стимулировать рост производства медизделий в России.
- На «ЗапСибНефтехиме» стартовал выпуск малеинового ангидрида (МАН). Ранее весь объем МАН Россия импортировала. МАН – базовое сырье для полиэфирных смол, сополимеров с акриловой кислотой и отвердителей. Мощностей завода (45 тыс. тонн в год) хватит, чтобы закрыть потребности рынка РФ.
- «Томскнефтехим» и «Казаньоргсинтез» запустили производство полиэтилена для гибкой упаковки и снеков. Производители упаковки в кратчайшие сроки заменили импортный материал.
Гид по российской нефтехимии с перечнем производителей и продукции разместили здесь.
Далеко за рамки импортозамещения выходят проекты СИБУРа в сфере катализаторов и малотоннажной химии. В конце 2022-го на НКНХ выпустили опытно-промышленную партию полиалкиленгликоля, синтетического масла для промоборудования. На этом же заводе испытали российский тетраизобутират циркония – ценный катализатор, который используют в цепочке производства полиэтилена. Подобный катализатор позволит компании не зависеть от внешних факторов в планировании выпуска полиэтилена. Дефицит собственных катализаторов эксперты называли одной из главных проблем отечественного химпрома после введения санкций.
Развитие производства в СИБУРе зависит от импортного (западного) оборудования и комплектующих. Самые проблемные позиции – гиперкомпрессоры, экструдеры, оборудование по производству каучуков. В компании заверяют, что запаслись комплектующими вплоть до середины 2024 года, а планы по закупкам предполагают использование аналогов отечественного производства или из стран Азии.
О том, как СИБУР развивает подходы к организации ремонтов на производстве, рассказали в этом материале.
Планируют завершить начатое
Важным маркером того, что период турбулентности не принес для бизнеса СИБУРа катастрофических последствий, стало продолжение реализации ключевых инвестпроектов.
Создание Амурского газохимического комплекса (АГХК) – инвестпроект №1 для компании. АГХК должен перерабатывать около 2 млн тонн этана и 1,5 млн тонн СУГ ежегодно – газы поступят с Амурским газоперерабатывающим заводом (АГПЗ) «Газпрома», первую очередь которого запустили в позапрошлом году. Конечная продукция комплекса полиэтилен и полипропилен.
Весной 2022-го в медиа высказывали предположения, что проект АГХК будет заморожен. Ясность внес сам СИБУР: топ-менеджеры компании сообщили, что сроки завершения строительства комплекса с 2023–2024-го сдвигаются на 2025–2026 годы, но о приостановке проекта речь не идет. Летом на площадку доставили оборудование для монтажа установки пиролиза. В феврале основные работы шли на площадке установки пиролиза.
Другой важнейший проект – комплекс «Этилен-600» на НКНХ. Он достался «в наследство» от прежних собственников завода – холдинга ТАИФ. Комплекс будет перерабатывать нафту и выпускать этилен, пропилен, бутадиен и бензол – это сырье предназначено для НКНХ и соседнего «Казаньоргсинтеза».
Сроки по проекту также сдвинулись – с 2023-го на 2024 год. По данным на декабрь прогресс по проектированию составляет 99%, поставке оборудования и материалов – 96%. Общая готовность «Этилена-600» – 70%.
Этилен с комплекса «Этилена-600» получит и новое производство в структуре НКНХ. В 2024 году на заводе будут выпускать гексен – полупродукт для производства базовых полимеров. Мощность проекта – 50 тыс. тонн гексена в год.
Вместе с тем, в условиях санкций и закрытия рынков, компания вынуждена поставить на паузу проекты, еще не вступившие в фазу проектирования и строительства. Речь идет об СП с китайской Sinopec по выпуску бутадиен-нитрильных каучуков в КНР, а также о новом производстве специальных пластификаторов на базе завода «СИБУР-Химпром» (Пермь).
Почему компания выдержала шторм. Выводы:
- СИБУР оперативно перенаправил основные экспортные потоки из ЕС в Азию. Крупнейший потребитель продукции – Китай. В перспективе компания будет наращивать поставки в азиатские страны, в Южную Америку и Африку.
- Уход с российского рынка зарубежных поставщиков стал драйвером развития продуктовой линейки СИБУРа. Компания предложила партнерам новинки в сфере упаковочных материалов, полимеров трубных марок, вспомогательных материалов. СИБУР работает над проектами малотоннажной химии и решает вопрос с обеспечением заводов собственными катализаторами.
- Несмотря на сложности, СИБУР продолжает реализацию ключевых инвестпроектов. Сроки завершения сдвинулись на год–два, однако риск заморозки гораздо меньше, чем это представлялось год назад. Запуск АГХК и «Этилен-600» упрочит лидерство компании в российской нефтегазохимии и даст новые преимущества для внешней конкуренции.
Читайте также: Меняться, чтобы не менять климат. Что в 2022-м сделал СИБУР, чтобы стать экологичнее?