В России ужесточат контроль за оборотом метилового спирта. Что известно о новом законопроекте?
Одной из серьезных проблем российского химического рынка многие годы было применение в различных технологических жидкостях метанола – опасного вещества, образующего ядовитые соединения. Он бесконтрольно использовался в омывающих и охлаждающих жидкостях, создавая угрозу как для автомобилей, так и для людей. Исправить ситуацию правительство планирует уже в начале 2023 года, утвердив соответствующие нормативные акты.
В России в ближайшее время планируется ужесточить контроль за оборотом метилового спирта (метанола), который недобросовестные производители часто используют вместо этиленгликолей. Как сообщал в конце прошлого года замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов, соответствующий законопроект уже подготовлен и будет внесен на рассмотрение в Госдуму в начале 2023 года. Он уточнил, что сейчас документ проходит внутренние обсуждения в правительстве РФ.
Предполагается, что в рамках нового законодательства функции контроля за производством и оборотом метанола перейдут от Минздрава к Минпромторгу. Как пояснял глава бюджетного комитета Совфеда Анатолий Артамонов, это связано с тем, что на данный момент у министерства нет необходимых полномочий для полноценного регулирования этой сферы.
Острая проблема
Оперативная разработка нормативной базы в области производства и поставок метилового спирта началась по поручению президента Владимира Путина и связана с ростом количества случаев отравления этим веществом. Так, по данным Роспотребнадзора, в среднем ежегодно фиксируется 1 тыс. фактов отравления метанолом в России, из которых 800 приводит к смерти. Но это ядовитое вещество представляет большую угрозу в составе технических жидкостей, даже если применять их по назначению.
Ежегодно в России производится более 4 млн. тонн метанола. До сих пор доля экспорта составляла 70%, а остальная часть применялась для технических нужд внутри страны.
В частности, существенные объемы направляются на производство незамерзающих жидкостей для омывания автомобильных стекол, хотя на данный момент использование этого вещества там запрещено.
Несмотря на это, на рынке активно лоббируется снятие запрета на использование метанола после внесения этого вещества в восьмой пакет антироссийских санкций Евросоюза. Такое ограничение стало серьезной проблемой для производителей, которые вынуждены снижать уровень загрузки своих мощностей из-за сложностей со сбытом продукции.
В 2022 году, по данным S&P Global, Россия экспортировала в ЕС 120-130 тыс. тонн метанола в месяц.
Лишившись этого рынка, компании начали искать новые пути продаж, и одним из них является возвращение метанола в состав «незамерзайки».
Новые аргументы
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шарапин в ноябре прошлого года направил письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с соответствующей просьбой. По его мнению, это окажет поддержку отечественным производителям, а также повысит доходы федерального бюджета за счет вывода из тени целого сегмента экономики. В письме он отмечает, что на фоне блокировки традиционных маршрутов экспорта, производители метанола вынуждены продавать продукцию в страны Азии по минимальным ценам, чтобы не допустить остановки производства. При этом Антон Шарапин указывает, что фактически запрет и так не действует, что подтверждают контрольные закупки Роспотребнадзора, в ходе которых выявляется продукция с метанолом. Для контроля оборота стеклоочистителей с метиловым спиртом в союзе предлагают ввести систему маркировки. Глава НАС уверяет, что при использовании омывателя по прямому назначению метанол не представляет опасности.
В то же время эксперты нефтехимической отрасли отмечают, что применение в «незамерзайке» метилового спирта создает большие риски для здоровья человека. «Метанол в омывательной жидкости — это яд, пары которого при разбрызгивании на стекло будут попадать в салон. Помимо вреда здоровью человека, он негативно влияет и на детали автомобиля, например, расплавляет резиновые прокладки. К тому же, она банально будет плохо мыть стекло», — отмечает один из участников рынка. Он напоминает, что по стандарту в незамерзающих жидкостях должен использоваться изопропиловый спирт или этанол.
Опасное сочетание
Помимо этого может обостриться проблема производства контрафактного антифриза — как следствие профицита метанола на российском рынке. Традиционно для производства охлаждающих жидкостей используются этиленгликоли — благодаря высокой температуре кипения и сопротивляемости кристаллизации. Но моноэтиленгликоль и его сопродукты дороже метанола как минимум в пять раз, поэтому долгое время на российский рынок поступали большие объемы антифризов с использованием метилового спирта. Их ключевая проблема — низкий порог закипания, что может привести к перегреву двигателя или даже прямому возгоранию, так как пары метанола легко воспламеняются. Кроме того, такой антифриз химически агрессивен к деталям автомобильных систем. К тому же смеси на базе метилового спирта при нагревании могут образовывать ядовитые соединения, опасные для здоровья.
Несмотря на высокие риски, до 2018 года применение метанола при производстве охлаждающих жидкостей никак не регламентировалось — за исключением введенного в 2007 году главным санитарным врачом РФ запрета на использование метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом , который мало изменил ситуацию. Но четыре года назад в России утвердили специальные нормативы. В частности, согласно ГОСТ 34425-2018 «Жидкости охлаждающие. Метод определения содержания метилового спирта» его содержание в антифризах не должно превышать 0,05%. Решение о введении норматива по метиловому спирту было принято рабочей группой Евразийской экономической комиссии.
Кстати, когда разрабатывался ГОСТ, многие наработки остались за рамками норматива. Например, тогда прозвучало предложение изымать опасную автохимию из оборота с помощью обязательной сертификации и введения учета оптового оборота метилового спирта. Подобные методы обсуждаются и сейчас.
Читайте также: Антифризам не хватает машин
Какие меры в итоге будут предусмотрены новым законодательством, покажет время. Участники обсуждения не рассчитывают на быстрое принятие проекта, так как вокруг него еще много разногласий, а формулировки требуют уточнений. В частности, против принятия документа в текущем виде выступает Российский союз химиков (РСХ). Поэтому, говорят эксперты нефтехимического сектора, пока потребителям следует более осторожно подходить к выбору охлаждающих жидкостей, так как сохраняется риск купить контрафакт. В то же время они напоминают, что есть сферы, где применение метанола не только допустимо, но и технологически незаменимо: например, производство тормозных жидкостей.
Читайте также: Прогноз рынка моноэтиленгликоля на 2023 год