«Нижнекамскнефтехим» объединился с «Алабугой» вокруг этилена
СИБУР на базе «Нижнекамскнефтехима» воплощает принципы по созданию конгломераций сырьевых и перерабатывающих мощностей, заложенные в стратегии развития нефтехимии в России до 2030 года.
Совместное развитие
В конце августа «Нижнекамскнефтехим» (с 2021 года входит в СИБУР) и особая экономическая зона «Алабуга» подписали соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности на территории вновь создаваемого индустриального парка «Этилен 600». В рамках сотрудничества «Алабуга» должна обеспечить индустриальный парк площадью 2 тыс. гектаров и его резидентов инфраструктурой для развития действующих и создания новых импортозамещающих производств. Инвестиции в инфраструктуру составят около 169 млрд руб.
Как отметили в СИБУРе, речь идет о том, чтобы сформировать в непосредственной близости от завода кластер переработчиков его продукции, которые смогут повысить свою конкурентоспособность за счет отсутствия логистических затрат и благодаря налоговым преференциям от особой экономической зоны. В частности, компания-резидент освобождается на 10 лет от уплаты налога на землю, имущество и транспорт. Вместо 20 % налога на прибыль «Алабуга» предоставляет ставку всего в 2 % на первые пять лет, далее 7 % также на 5 лет, и затем — 15,5 %. На территории ОЭЗ действует свободная таможенная зона. По оценке гендиректора «Алабуги» Тимура Шагивалеева, с учетом ее затрат в инфраструктуру, вложений СИБУРа и капитала от будущих резидентов, общий объем инвестиций в проект может составить около 1,3 трлн руб.
Основными продуктами олефинового комплекса «Этилен-600», строительство которого должно завершиться до конца 2022 года, станут, помимо этилена в объеме 600 тыс. тонн, пропилен (272 тыс. тонн), бензол (246 тыс. тонн) и бутадиен (88 тыс. тонн). Запущено производство будет во второй половине 2023 года. К этому времени в «Алабуге» должен сформироваться пул переработчиков этой продукции.
В СИБУРе поясняют, что с учетом востребованности заранее контрактовать объемы нет смысла, они в любом случае будут распроданы. Это логично, так как этилен — ключевое нефтехимическое сырье и основа для десятков видов соединений, которые можно разделить на две основные категории: продукция с большими углеродными цепями (например, получаемый с помощью полимеризации полиэтилен) и двухуглеродные соединения. Одним из них является окись этилена, на базе которой производится моноэтиленгликоль (МЭГ).
Основным промышленным методом выпуска этилена является пиролиз жидких дистиллятов нефти или низших насыщенных углеводородов.
Читайте также: Новая жизнь «Нижнекамскнефтехима» — как сила СИБУРа помогает второму производителю МЭГ в РФ держать удар
Расширение возможностей
В России, несмотря на избыток первичного сырья, много лет сохраняется нехватка пиролизных мощностей. В целом они по этилену составляют всего около 2 % общих глобальных объемов. Их расширение стало одной из ключевых целей утвержденной в 2014 году и доработанной несколько раз стратегии развития химического комплекса до 2030 года. Согласно документу, уже к 2020 году мощность российских пиролизов должна была вырасти более чем в три раза по отношению к 2012 году, когда они составляли около 3,1 млн тонн.
Запуск проекта «Нижнекамскнефтехима» позволит существенно нарастить российские мощности по пиролизу. Предыдущий и первый за много лет резкий рывок роста производства этого сырья произошел в 2020 году благодаря запуску в рамках другого проекта СИБУРа — «Запсибнефтехима» — пиролизной установки мощностью 1,5 млн тонн по этилену. Завод стал крупнейшим нефтехимическим комплексом в России, благодаря которому производство этилена в России увеличилось почти вдвое.
Тогда вице-премьер Александр Новак отмечал, что реализация заложенных в стратегии проектов выведет Россию на четвертое место на мировом рынке по производству этилена. Также он прогнозировал, что производство нефтегазохимической продукции в России к 2030 году вырастет в два-три раза, а несырьевой неэнергетический экспорт увеличится в пять раз.
Конгломерация завода СИБУРа и «Алабуги» логично вписывается в государственную стратегию, которая предполагает развитие переработки сырья в нефтехимическую продукцию на базе шести крупных кластеров (Северо-Западный, Каспийский, Волжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). В их рамках компании должны создать полную цепочку производства от добычи углеводородов до конечной продукции.
Читайте также: Как диджитализация стала конкурентным преимуществом главного производителя МЭГ в РФ
Ключевой элемент
Сырьем для комплекса станет почти 2 млн тонн нафты с нефтеперерабатывающих заводов Татарстана. Выход этилена при переработке прямогонного бензина составляет около 30 %, а использование сжиженных углеводородных газов — этана, пропана и бутана — позволяет довести этот показатель до 50 %. При этом на этане, с учетом сложности транспортировки и отсутствия рынка продукта и транспортной инфраструктуры в России, пока работает один завод — «Казаньоргсинтез», который с прошлого года также вошел в состав СИБУРа. В перспективе масштабный пиролиз на базе этана будет запущен в рамках проекта компании «Амурский газохимический комплекс», который будет перерабатывать этан, выделяемый на технологически связанном с ним «Амурском газоперерабатывающем заводе» «Газпрома». Оттуда осушенный газ будет отправляться в Китай.
Помимо этого, СИБУР сохраняет планы по строительству на площадке «Нижнекамскнефтехима» второй очереди проекта «Этилен-600». Она запланирована на 2030 год. Но пока компания не определилась с окончательной конфигурацией будущего завода. Изначально планировалось, что второй олефиновый комплекс в точности повторит первый по набору продуктов и мощности. Подобная «зеркальность» позволила бы оптимизировать затраты на разработку проекта и строительство.
Теперь СИБУР допускает, что предприятие не будет клоном первой стадии и там появится установка другой мощности или с другим соотношением дальнейших переделов основных мономеров — этилена, пропилена и бензола. Набор продуктов и их объемы будут зависеть от конъюнктуры рынка на конечные продукты: полиэтилен, полипропилен и другие. Одним из них, по оценке участников рынка, может быть моноэтиленгликоль, цены на который в последние два года установились на высоких уровнях, и пока нет предпосылок для их существенного снижения с учетом ситуации на рынках энергоресурсов.