Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Сможет ли кто-то кроме СИБУРа запустить производство гликолей в РФ? Присмотримся к ЛУКОЙЛу
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Сможет ли кто-то кроме СИБУРа запустить производство гликолей в РФ? Присмотримся к ЛУКОЙЛу

После присоединения «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза» СИБУР консолидировал все российские площадки, выпускающие гликолевые продукты. Конкуренция альтернативного производителя могла бы полностью перекроить рынок поставок и потребления гликолей.

Присмотримся к ЛУКОЙЛу

Моноэтиленгликоль (МЭГ) и менее распространенные виды гликолей — нефтехимические продукты глубокого передела, полученные в результате последовательной переработки сырья. Вкладываться к гринфилд-проекты только под выпуск МЭГ нецелесообразно: ценность представляют и предшествующие ему в цепочке создания вещества (этилен, окись этилена).

Более привлекательны комплексные решения, когда товарные гликоли включены в широкую продуктовую линейку. Бизнес-задаче запуска производства МЭГ лучше всего соответствует создание соответствующей технологической настройки, интегрированной с действующим / строящимся нефтехимическим заводом.

Делаем вывод: гликолевые проекты по силам крупным нефтехимическим компаниям. У них есть необходимая производственная база, компетенции и другие ресурсы.

СИБУР — явный флагман отечественной нефтехимии, который контролирует все производство гликолей в РФ и может давать 400 тысяч тонн МЭГ в год. Кажется, никто не способен конкурировать с холдингом за звание топ-поставщика гликолей на внутреннем рынке. Но мы все же нашли достойного претендента.

Сначала расскажем об интересном амбициозном проекте по организации МЭГ-производства, который «не взлетел».

Мексиканцы заходят и уходят

О совместном проекте «Объединенной нефтехимической компании» (ОНК) и мексиканского холдинга Alpek по созданию СП для производства терефталевой кислоты (ТФК) и полиэтилентерефталата (ПЭТФ, термопластик — востребованный упаковочный материал) в Уфе стало известно в 2013 году.

Предприятие с названием «РусПЭТФ» должно было заработать в 2017–2018 годах. Мощности по проекту: 600 тысяч тонн ПЭТФ и столько же ТФК в год. Объем инвестиций оценивали в 700 млн долларов.

Объект планировали построить недалеко от крупнейшего в стране производства ПЭТФ — СИБУРовского завода «ПОЛИЭФ». Конкурентным преимуществом «РусПЭТФ» должно было стать комбо из запатентованной технологии создания полиэфиров IntegRex от Alpek и доступа к сырью: ОНК заключила с материнской компанией «Башнефть» контракт на поставку параксилола — важного компонента для ПЭТФ.

Во второй половине 2014 года представители ОНК сообщали, что прорабатывают проект выпуска МЭГ. Он должен был быть интегрирован в единый производственный комплекс будущего завода. РусПЭТФ локализовал бы на одной площадке производство двух ключевых компонентов для ПЭТФ — ТФК и МЭГ.

Годовую мощность гликолевого участка оценивали в 300 тысяч тонн продукта. Инвесторы не раскрывали подробности сырьевой и технологической составляющей МЭГ-проекта. В любом случае, завод выходил бы на объемы, сопоставимые с главной МЭГ-площадкой страны «СИБУР-Нефтехим» и становился самым большим гликолевым проектом в постсоветское время.

Уже в начале 2015 года Alpek объявил о выходе из проекта. Мексиканцы сослались на инвестиционные риски в России. В качестве неофициальной причины эксперты называли смену акционера «Башнефти». Вероятно, на решение повлияло ухудшение экономической ситуации в РФ на фоне санкций и финансового кризиса.

Неизвестно, пытались ли в ОНК найти других партнеров для инвестпроекта по запуску ПЭТФ-площадки в Башкортостане. Завод РусПЭТФ со «встроенным» МЭГ-участком не стал реальностью, пополнив список нереализованных проектов с участием иностранного бизнеса в России.

В 2014 году эксперты ждали роста годового выпуска МЭГ в РФ до 1,2 млн тонн к 2020 году. Утроение объемов связывали с «Планом развития газо- и нефтехимии до 2030 года» Минэнерго РФ. Несмотря на развитие нефтехимии, возможности страны по выпуску гликолей в 2022-м остались на уровне середины десятых годов.

Когда практически из ничего известно многое

О серьезных инициативах по созданию новых МЭГ-производств в России после истории с «РусПЭТФ» не говорили несколько лет — действующие площадки ограничивались модернизацией оборудования.

В октябре 2021-го отраслевые медиа со ссылкой на Российский союз химиков сообщили, что крупнейшая частная нефтяная компания РФ «ЛУКОЙЛ» прорабатывает планы организации производства окиси этилена, МЭГ, ди- и триэтиленгликоля на одной из собственных производственных площадок в Поволжье.

По состоянию на осень прошлого года «ЛУКОЙЛ» занимался технико-экономическим обоснованием (ТЭО) инвестпроекта. Для определения конфигурации производственного комплекса компания начала формировать пакет данных, принимаемых к расчету. На его основе в дальнейшем должны определить параметры производства и объемы выпуска новой продукции. «ЛУКОЙЛ» попросил компании отрасли обозначить потребности на период с 2025 по 2030 годы.

С учетом конфигурации размещения площадок компании в Приволжском федеральном округе (ПФО), эксперты определили локализацию нового производства — Пермский край или Нижегородская область. В этих регионах работают два нефтеперерабатывающих завода — «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и «ЛУКОЙЛ Нижегороднефтеоргсинтез».

Основатель Engineering&Consulting PFA Alexander Gadetskiy Александр Гадецкий, мнение которого приводит журнал «Нефтегазовая вертикаль», еще более точно устанавливает место размещения нового производства. Он исходит из того, что установок пиролиза (процесс разложения углеводородного сырья) у «ЛУКОЙЛа» в ПФО нет, поэтому единственный источник этилена для получения окиси этилена и гликолей — установки каталитического крекинга «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».

От себя добавим, что у компании в Поволжье есть еще завод «Саратоворгсинтез». Там выпускают нитрил акриловой кислоты, ацетонитрил и цианид натрия. Сырьевая и производственная база не позволяет встроить еще и выпуск МЭГ.

Эксперт считает, что с двух установок каталитического крекинга мощностью 4 млн тонн каждая удастся собрать 150 тысяч тонн этилена в год. Это позволит получать до 200 тысяч тонн МЭГ в год.

Если «ЛУКОЙЛ» реализует проект согласно этим приблизительным расчетам, компания станет производителем гликолей №2 в России, а рынок получит дополнительно треть к нынешним объемам.

Предприятия и сервисные службы «ЛУКОЙЛа» сами являются потребителями гликолей: продукт используют для выпуска автохимии, а также для подготовки смесей, нужных в обслуживании трубопроводов. Однако 200 тысяч тонн МЭГ многократно превышают эти потребности — речь идет именно о коммерческом продукте для рынка.

Кавказ или Поволжье?

Интерес «ЛУКОЙЛа» к гликолям — повод присмотреться к нефтехимическому сегменту бизнеса нефтяного гиганта. Это позволит увидеть кроме волжской и другую площадку, подходящую для проекта.

Факты о ЛУКОЙЛе

У компании в РФ два крупных нефтехимических актива: упомянутый «Саратоворгсинтез» и «Ставролен», в развитие которого «ЛУКОЙЛ» намерен вложить до 300 млрд рублей. Завод из Ставрополья объединил в едином комплексе газопереработку и выпуск товарных полуфабрикатов (этилен, полипропилен, пластики).

«Ставролен» получает попутный нефтяной газ (ПНГ) с каспийских месторождений «ЛУКОЙЛА» по трубопроводу. ПНГ поступает на газоперерабатывающие установки, с которой широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ) идет сырьем на производство этилена. Программа развития «Ставролена» позволит увеличить выпуск этилена с 350 до 420 тысяч тонн в год, полиэтилена — с 300 до 405 тысяч тонн, полипропилена — с 80 до 120 тысяч тонн.

Кажется, «Ставролен» идеально подошел бы для интеграции в производство линий по выпуску окисей этилена и гликолей. Цепочка переработки, аналогичная той, которую использует СИБУР почти собрана (у «ЛУКОЙЛа» лучшие позиции по ПНГ — он не покупает его, а использует собственный) — ее можно продлить до окиси этилена и гликолей. Несмотря на приоритет поволжского варианта, ставропольскую площадку следует считать главной запасной.

В свою очередь за вариант размещения производства на «ЛУКОЙЛ Нижегороднефтеоргсинтез» говорят следующие факторы:

  • установки каталитического крекинга, которые подходят для получения этилена;
  • завод — приоритетная площадка для крупных проектов «ЛУКОЙЛ», есть необходимые кадровые и технологические ресурсы;
  • предприятие расположено в Кстове под Нижним Новгородом. Расстояние от Дзержинска, где сосредоточен нефтехимический кластер, трейдеры и конечные потребители МЭГ — 70 километров;
  • дополнительные объемы этилена могли бы стать основой кооперации с ближайшими СИБУРовскими площадками — в «СИБУР-Кстово» делают этилен для дзержинского «СИБУР-Нефтехим».

Итог: им это по плечу

По состоянию на июль 2022 года в открытых источниках нет данных о финальных или промежуточных результатах работы над технико-экономическим обоснованием гликолевого инвестпроекта «ЛУКОЙЛа». С учетом новейших геополитических рисков компания, вероятно, сфокусируется на работе в традиционных сегментах.

В ближайшие годы на фоне экономических сложностей под вопросом развитие индустрий, потребляющих наибольшие объемы МЭГ — автохимии и ПЭТФ-упаковки. По крайней мере, сценарии их бурного развития выглядят малореалистичными.

Еще одна «головная боль» технологичной нефтехимии — бан Запада на поставку и сервис оборудования в РФ. Для производства окиси этилена и гликолей это может быть критично. Известно, что «СИБУР-Нефтехим» при модернизации линий в Дзержинске сотрудничал с «дочкой» инжинирингового подразделения Thyssenkrupp.

Как бы ни складывалась экономическая конъюнктура, именно «ЛУКОЙЛ» является серьезным, а возможно и единственным игроком в российской нефтехимии, способным запустить производство МЭГ и создать альтернативное СИБУР рыночное предложение.

Вам также может быть интересно
25 апреля, 2024
Как защитить природу от жидкостей для деайсинга с содержанием МЭГ?
Противообледенительные жидкости (ПОЖ) препятствуют обледенению самолетов в воздухе, обеспечивая безопасность перелетов. Между тем, антиобледенители содержат этиленгликоли и могут нанести природе серьезный ущерб.
20 марта, 2024
В России наращивают производство полиэфирных волокон
В 2023 году в стране запустили крупнейшее предприятие по выпуску полиэфирного волокна. Шахтинский завод – единственный в РФ, где эту продукцию получают прямым синтезом из терефталевой кислоты и моноэтиленгликоля.
11 марта, 2024
Сжечь или разложить?
Благодаря физическим свойствам моноэтиленгликоль (МЭГ) востребован для создания антифризов различного назначения. В России из-за холодной погоды развито производство автомобильных антифризов – на их изготовление уходит до 2/3 всего этиленгликоля.