Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Будущее сопродуктов этиленгликоля. Декарбонизация сократит рынок
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Будущее сопродуктов этиленгликоля. Декарбонизация сократит рынок

Глобальная экологическая повестка и отказ от углеводородного сырья в перспективе до 2050 года могут существенно ограничить выпуск многих продуктов нефтехимической отрасли, в том числе моноэтиленгликоля (МЭГ) и его сопродуктов – диэтиленгликоля (ДЭГ) и триэтиленгликоля (ТЭГ). Переход на зеленую энергетику грозит неизбежным сужением сфер их применения.

Будущее сопродуктов этиленгликоля

Разворот к экологии

Реализация Парижского соглашения и программы декарбонизации по всему миру может привести к изменению структуры потребления этиленгликоля и его сопродуктов. В перспективе объемы потребления ДЭГ в ряде ключевых для этого продукта секторах будет снижаться.

Подробно о том, где применяются диэтиленгликоль и триэтиленгликоль, читайте в статье «Все, что нужно знать, о диэтиленгликоле и триэтиленгликоле».

По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА) сценарий нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году предполагает остановку разведки новых нефтегазовых ресурсов и падение спроса на нефть более, чем на 4% в год, что повлечет за собой падение спроса на диэтиленгликоль. Это связано с отказом от использования топлива на базе углеводородов и переход на электромобили.

Уже сейчас рост парка экологичного транспорта бьет рекорды. Даже в кризисный для автомобильной промышленности 2020 год, когда мировые продажи машин упали на 16%, рост спроса на электромобили составил 41%. Было зарегистрировано более 3 млн транспортных единиц (включая легковые, грузовые и автобусы), а их общее число в мире превысило 11 млн штук.

Доля продаж электромобилей в 2020 году достигла исторического максимума 4,6% в общем объеме сбыта транспортных средств. По оценкам МЭА, к 2030 году в мире будет 145 млн электромобилей, а их доля достигнет 7% в общем количестве транспортных средств. Если государства-мировые лидеры приложат усилия, эти цифры могут быть и существенно выше: 230 млн единиц (12% от всех автомобилей) к 2030 году.

«Для этого, – поясняют в организации, – правительства должны продвигать продажи не только легковых электромобилей, но грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности, а также развивать сети зарядных станций».

Полный отказ от производства машин с двигателями внутреннего сгорания уже анонсировало большинство крупных мировых автоконцернов. Японская Toyota планирует достичь полного перехода на электромобили к 2030 году, американский Ford – к 2035 году, немецкий Volkswagen Group – 2050 году.

Одноразовой посуде сказали «Нет»

Декарбонизация глобальной энергетики предполагает отказ от использования пластиков. По этому пути уже идет большинство развитых стран. С июля 2021 года в Евросоюзе запрещено производить и продавать одноразовые изделия из пластика.

Соответствующий законопроект Европарламент принял еще в 2019 году. Речь идет о пластиковых столовых приборах, одноразовой посуде, трубочках для напитков, а также пищевых контейнерах и емкостях из пенополистирола.

Это снизит спрос на первичное углеводородное сырье и на другие компоненты для производства полимеров, в том числе МЭГ и его сопродукты.

Развитие производства пластиковой тары

Перспективная отрасль

В сфере добычи природного газа и расширения систем газопроводов для его поставки для роста потребления моно- и диэтиленгликоля перспективы более оптимистичные.

В соответствии с программой декарбонизации природный газ будет играть важную роль в переходе на экологичное сырье и в сочетании с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) должен помочь снизить объемы выбросов.

По прогнозу МЭА, до 2040 года доля газа и ВИЭ должна вырасти до 74% от совокупного роста энергетического сектора. Как отмечали в российском Минэнерго, газ будет наиболее востребованным углеводородным ресурсом до 2040 года, так как больше всего отвечает экологическим требованиям.

Он будет востребован во многих областях экономики, в электроэнергетике, его роль будет расти и в транспорте, а также он будет использоваться в газохимии.

Прогноз Минэнерго
Прогноз Министерства энергетики

Борьба за рынок

Трубопроводный газовый сектор, где используется ДЭГ, будет находиться в конкуренции с рынком сжиженного газа (СПГ), который транспортируется в специальных газовозах. Предполагается, что его доля на мировом рынке увеличится до 70%.

Доля СПГ в структуре мировой торговли вырастет в 2–3 раза, в то время как потребление трубопроводного газа увеличится на 15-20%. Крупнейший российский производитель СПГ НОВАТЭК прогнозирует, что этот рынок к 2025 году вырастет более чем на треть и составит порядка 440 млн тонн, а к 2030 году достигнет примерно 700 млн тонн.

Конкуренция за землю

Еще одной угрозой для рынка диэтиленгликоля является переход к производству первичного продукта – моноэтиленгликоля – из растительного сырья. При таком способе синтеза получается крайне маленькое количество сопродуктов по сравнению с традиционным способом выпуска МЭГ.

На данный момент диэтиленгликоль образуется при взаимодействии этиленгликоля с окисью этилена или методом гидратация окиси этилена. В зависимости от соотношения используемых реагентов, на выходе получается до 20% диэтиленгликоля.

Пока переход на растительное сырье для производства МЭГ носит в большей степени теоретический характер. В мире пока существует всего несколько проектов с мощностью, не превышающей нескольких десятков тонн продукта в год. Например, в 2019 году нидерландская компания Avantium запустила демонстрационный завод на 10 тонн МЭГ в год на базе гидролиза сырья из сельскохозяйственных отходов.

Эксперты поясняют, что замещение углеводородов растительными компонентами будет тормозить ограниченность сельскохозяйственных территорий и создавать угрозу продовольственной безопасности, так как создается конкуренция за территории между культурами для биохимии и для питания.

Аналогичные вопросы встают в сегменте биопластиков. Так, в Greenpeace отмечают, что рост посевных площадей под сырье для промышленности приводит к изменениям в землепользовании и выбросам углекислого газа в сельском хозяйстве.

Спрос на триэтиленгликоль сохранится

Более стабильная ситуация складывается в секторах потребления второго сопродукта моноэтиленгликоля – ТЭГ. Как наиболее безопасное вещество, он используется в производстве лаков и лакокрасочных материалов, дезинфицирующих средств, а также, гораздо реже, в фармацевтике и на предприятиях пищевой промышленности.

В этих секторах прогнозируется пусть и медленный, но постоянный спрос. Но, в случае снижения производства МЭГ, сократится и выпуск триэтиленгликоля, который в промышленности будет легко заменен альтернативными компонентами.

МЭГ на первом месте

Как отмечает глава Центра отраслевых исследований Андрей Костин, ДЭГ и ТЭГ не производятся целевым образом и полностью зависит от объемов выпуска МЭГ как первичного продукта, так что спрос на них вторичен.

«Если эти продукты есть на рынке в достаточном объеме и цены на них приемлемые, они используются в своих узких нишах потребления. Если же их производство сокращается или эти вещества дорожают, почти всегда рынок находит им замену», – говорит эксперт.

Пока выпускается МЭГ, его сопродукты найдут свой спрос по большей или меньшей цене. Если моноэтиленгликоль окажется не востребован рынком, то и этим продуктам найдется альтернатива. На их выпуск и потребление всегда влияет рынок МЭГ.

Чтобы получать свежую аналитику, подписывайтесь на нашу рассылку по ссылке ниже!

Вам также может быть интересно
25 апреля, 2024
Как защитить природу от жидкостей для деайсинга с содержанием МЭГ?
Противообледенительные жидкости (ПОЖ) препятствуют обледенению самолетов в воздухе, обеспечивая безопасность перелетов. Между тем, антиобледенители содержат этиленгликоли и могут нанести природе серьезный ущерб.
20 марта, 2024
В России наращивают производство полиэфирных волокон
В 2023 году в стране запустили крупнейшее предприятие по выпуску полиэфирного волокна. Шахтинский завод – единственный в РФ, где эту продукцию получают прямым синтезом из терефталевой кислоты и моноэтиленгликоля.
11 марта, 2024
Сжечь или разложить?
Благодаря физическим свойствам моноэтиленгликоль (МЭГ) востребован для создания антифризов различного назначения. В России из-за холодной погоды развито производство автомобильных антифризов – на их изготовление уходит до 2/3 всего этиленгликоля.