Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Будущее сопродуктов этиленгликоля. Декарбонизация сократит рынок
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Будущее сопродуктов этиленгликоля. Декарбонизация сократит рынок

Глобальная экологическая повестка и отказ от углеводородного сырья в перспективе до 2050 года могут существенно ограничить выпуск многих продуктов нефтехимической отрасли, в том числе моноэтиленгликоля (МЭГ) и его сопродуктов – диэтиленгликоля (ДЭГ) и триэтиленгликоля (ТЭГ). Переход на зеленую энергетику грозит неизбежным сужением сфер их применения.

Будущее сопродуктов этиленгликоля

Разворот к экологии

Реализация Парижского соглашения и программы декарбонизации по всему миру может привести к изменению структуры потребления этиленгликоля и его сопродуктов. В перспективе объемы потребления ДЭГ в ряде ключевых для этого продукта секторах будет снижаться.

Подробно о том, где применяются диэтиленгликоль и триэтиленгликоль, читайте в статье «Все, что нужно знать, о диэтиленгликоле и триэтиленгликоле».

По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА) сценарий нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году предполагает остановку разведки новых нефтегазовых ресурсов и падение спроса на нефть более, чем на 4% в год, что повлечет за собой падение спроса на диэтиленгликоль. Это связано с отказом от использования топлива на базе углеводородов и переход на электромобили.

Уже сейчас рост парка экологичного транспорта бьет рекорды. Даже в кризисный для автомобильной промышленности 2020 год, когда мировые продажи машин упали на 16%, рост спроса на электромобили составил 41%. Было зарегистрировано более 3 млн транспортных единиц (включая легковые, грузовые и автобусы), а их общее число в мире превысило 11 млн штук.

Доля продаж электромобилей в 2020 году достигла исторического максимума 4,6% в общем объеме сбыта транспортных средств. По оценкам МЭА, к 2030 году в мире будет 145 млн электромобилей, а их доля достигнет 7% в общем количестве транспортных средств. Если государства-мировые лидеры приложат усилия, эти цифры могут быть и существенно выше: 230 млн единиц (12% от всех автомобилей) к 2030 году.

«Для этого, – поясняют в организации, – правительства должны продвигать продажи не только легковых электромобилей, но грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности, а также развивать сети зарядных станций».

Полный отказ от производства машин с двигателями внутреннего сгорания уже анонсировало большинство крупных мировых автоконцернов. Японская Toyota планирует достичь полного перехода на электромобили к 2030 году, американский Ford – к 2035 году, немецкий Volkswagen Group – 2050 году.

Одноразовой посуде сказали «Нет»

Декарбонизация глобальной энергетики предполагает отказ от использования пластиков. По этому пути уже идет большинство развитых стран. С июля 2021 года в Евросоюзе запрещено производить и продавать одноразовые изделия из пластика.

Соответствующий законопроект Европарламент принял еще в 2019 году. Речь идет о пластиковых столовых приборах, одноразовой посуде, трубочках для напитков, а также пищевых контейнерах и емкостях из пенополистирола.

Это снизит спрос на первичное углеводородное сырье и на другие компоненты для производства полимеров, в том числе МЭГ и его сопродукты.

Развитие производства пластиковой тары

Перспективная отрасль

В сфере добычи природного газа и расширения систем газопроводов для его поставки для роста потребления моно- и диэтиленгликоля перспективы более оптимистичные.

В соответствии с программой декарбонизации природный газ будет играть важную роль в переходе на экологичное сырье и в сочетании с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) должен помочь снизить объемы выбросов.

По прогнозу МЭА, до 2040 года доля газа и ВИЭ должна вырасти до 74% от совокупного роста энергетического сектора. Как отмечали в российском Минэнерго, газ будет наиболее востребованным углеводородным ресурсом до 2040 года, так как больше всего отвечает экологическим требованиям.

Он будет востребован во многих областях экономики, в электроэнергетике, его роль будет расти и в транспорте, а также он будет использоваться в газохимии.

Прогноз Минэнерго
Прогноз Министерства энергетики

Борьба за рынок

Трубопроводный газовый сектор, где используется ДЭГ, будет находиться в конкуренции с рынком сжиженного газа (СПГ), который транспортируется в специальных газовозах. Предполагается, что его доля на мировом рынке увеличится до 70%.

Доля СПГ в структуре мировой торговли вырастет в 2–3 раза, в то время как потребление трубопроводного газа увеличится на 15-20%. Крупнейший российский производитель СПГ НОВАТЭК прогнозирует, что этот рынок к 2025 году вырастет более чем на треть и составит порядка 440 млн тонн, а к 2030 году достигнет примерно 700 млн тонн.

Конкуренция за землю

Еще одной угрозой для рынка диэтиленгликоля является переход к производству первичного продукта – моноэтиленгликоля – из растительного сырья. При таком способе синтеза получается крайне маленькое количество сопродуктов по сравнению с традиционным способом выпуска МЭГ.

На данный момент диэтиленгликоль образуется при взаимодействии этиленгликоля с окисью этилена или методом гидратация окиси этилена. В зависимости от соотношения используемых реагентов, на выходе получается до 20% диэтиленгликоля.

Пока переход на растительное сырье для производства МЭГ носит в большей степени теоретический характер. В мире пока существует всего несколько проектов с мощностью, не превышающей нескольких десятков тонн продукта в год. Например, в 2019 году нидерландская компания Avantium запустила демонстрационный завод на 10 тонн МЭГ в год на базе гидролиза сырья из сельскохозяйственных отходов.

Эксперты поясняют, что замещение углеводородов растительными компонентами будет тормозить ограниченность сельскохозяйственных территорий и создавать угрозу продовольственной безопасности, так как создается конкуренция за территории между культурами для биохимии и для питания.

Аналогичные вопросы встают в сегменте биопластиков. Так, в Greenpeace отмечают, что рост посевных площадей под сырье для промышленности приводит к изменениям в землепользовании и выбросам углекислого газа в сельском хозяйстве.

Спрос на триэтиленгликоль сохранится

Более стабильная ситуация складывается в секторах потребления второго сопродукта моноэтиленгликоля – ТЭГ. Как наиболее безопасное вещество, он используется в производстве лаков и лакокрасочных материалов, дезинфицирующих средств, а также, гораздо реже, в фармацевтике и на предприятиях пищевой промышленности.

В этих секторах прогнозируется пусть и медленный, но постоянный спрос. Но, в случае снижения производства МЭГ, сократится и выпуск триэтиленгликоля, который в промышленности будет легко заменен альтернативными компонентами.

МЭГ на первом месте

Как отмечает глава Центра отраслевых исследований Андрей Костин, ДЭГ и ТЭГ не производятся целевым образом и полностью зависит от объемов выпуска МЭГ как первичного продукта, так что спрос на них вторичен.

«Если эти продукты есть на рынке в достаточном объеме и цены на них приемлемые, они используются в своих узких нишах потребления. Если же их производство сокращается или эти вещества дорожают, почти всегда рынок находит им замену», – говорит эксперт.

Пока выпускается МЭГ, его сопродукты найдут свой спрос по большей или меньшей цене. Если моноэтиленгликоль окажется не востребован рынком, то и этим продуктам найдется альтернатива. На их выпуск и потребление всегда влияет рынок МЭГ.

Чтобы получать свежую аналитику, подписывайтесь на нашу рассылку по ссылке ниже!

Вам также может быть интересно
28 июля, 2021
СИБУР получает все производство этиленгликоля в РФ. К чему готовиться?
Сделка, которая объединит все площадки по производству этиленгликоля в РФ под единым корпоративным управлением, вышла на финишную прямую. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство ПАО «СИБУР Холдинг» о приобретении 100% голосующих акций АО «ТАИФ».
21 июля, 2021
Будущее сопродуктов этиленгликоля. Декарбонизация сократит рынок
Глобальная экологическая повестка и отказ от углеводородного сырья в перспективе до 2050 года могут существенно ограничить выпуск многих продуктов нефтехимической отрасли, в том числе моноэтиленгликоля (МЭГ) и его сопродуктов – диэтиленгликоля (ДЭГ) и триэтиленгликоля (ТЭГ).
21 июля, 2021
Почти без движения. Каким будет конец июля – начало августа для рынка этиленгликоля?
В Европе не могут определиться с контрактной стоимостью моноэтиленгликоля (МЭГ), а российские производители даже снижают отпускные цены перед началом сезона закупок.