Нефтехимию РФ ждет корейский сценарий?
Запуск крупных предприятий создаст профицит отечественных полимеров на внутреннем рынке. Это станет достижением российской нефтехимии, однако высока вероятность пойти по сценарию перепроизводства и обрушить всю отрасль, включая сегмент этиленгликолей. Разбираемся в проектах развития, рисках и возможностях.
Российская нефтехимия находится в уникальной ситуации. Несмотря на все негативные события, случившиеся после 2022 года, отрасль далека от стагнации. Наоборот, большие инвестпроекты нефтехимических компаний вступили в завершающую стадию. Старт новых производств станет геймченджером, который кардинально поменяет российский рынок нефтехимических продуктов.
Агентство Arthur Consulting осенью опубликовало доклад о развитии нефтехимии, который стал известен благодаря статье в «Коммерсантъ». Согласно докладу, производство полимеров в первичных формах в России достигло уровня довоенного 2021 года, а уже в 2028 году объем выпуска увеличится на 5 млн тонн в год относительно 2024-го и достигнет 16 млн тонн. Главным вызовом рынка станет возможность «переварить» такой объем.
Проблема перепроизводства стала едва ли не главной для мирового рынка нефтехимических продуктов. На фоне рывка Китая по вводу новых мощностей, спрос на полимеры уже отстает от предложения, и эта тенденция сохранится в ближайшие годы.
Между тем, перепроизводство и проигрыш ценовой конкуренции китайским поставщикам может привести к острому кризису – ситуация в нефтехимии Южной Кореи тому пример. Сейчас там закрывают заводы, в том числе по производству этилена и этиленгликоля. Напомним, что этилен – это начало цепочки переделов химпродуктов, которая оканчивается полимерами (например, полиэтиленом), а этиленгликоль – одно из ответвлений этой цепочки.
Кто обеспечит прирост?
Самым мощным и проектом, станет запуск Амурского газохимического комплекса (АГХК). Его реализует «Сибур» при участии китайских партнеров из Sinopec. После выхода на проектные мощности АГХК сможет давать до 2,7 млн полимеров ежегодно.
По итогам сентября общий прогресс строительства объекта достиг 88%, на установке пиролиза завершили испытания парового котла. На комплексе летом создали запас этиленгликоля, который применят на объекте для охлаждения моторов и обогрева оборудования зимой. Вещество в объеме 2,1 тыс. тонн поставили с «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ, «Сибур») автоцистернами.
Напомним, что в конце 2024 года на НКНХ запустили комплекс ЭП-600, который способен давать 600 тыс. тонн этилена и 270 тыс. тонн пропилена в год. Олефины с ЭП-600 позволят «Сибуру» увеличить объемы выпуска полистирола, АБС-пластиков и других полимеров.
Другой важный текущий проект «Сибура» – расширение производства полипропилена на комплексе «Запсибнефтехим» в Тобольске. С 2027 года компания сможет получать 570 тыс. тонн полипропилена в год дополнительно.
Сроки завершения проекта Иркутской нефтяной компании по созданию завода полимеров, рассчитанного на выпуск 650 тыс. тонн полимеров, неоднократно переносили. В настоящее время строительство завершено и на объекте идут пусконаладочные работы. Эксперты полагают, что об открытии объявят в этом году или в начале следующего.
В совокупности только три этих проекта дают прирост мощностей по выпуску полимеров более 4 млн тонн. Еще миллион обеспечат НКНХ и «Казаньоргсинтез», запитанные на этилен с ЭП-600.
По всей видимости в начале 2030-х годов запустят и Балтийский химический комплекс» в Ленинградской области, который сможет выпускать до 3 млн тонн полиэтилена. Еще один проект будущего – нефтехимический комплекс ГК «Титан» в Омске, где выстроят всю этиленовую цепочку, включая процесс производства этиленгликоля.
Переработка полимеров внутри страны
На внутреннем рынке спрос на полимеры обеспечивают переработчики – производители пленок, пластиковых бутылок, упаковки, труб, отделочных материалов, автокомпонентов, медицинских изделий и т.д. Поставщики полимерного сырья подстраиваются под потребности переработчиков, разрабатывая специализированные марки полимеров. Так, по данным отраслевых экспертов, с 2020-го российские нефтехимики освоили более 250 новых марок полимеров и других веществ.
После ухода в 2022 году многих зарубежных поставщиков, бизнес отечественных производителей товаров из пластика получил мощный импульс развития, который не исчерпан до сих пор. Государство помогает переработчикам, софинансируя крупные проекты. Так, в 2024 году инвесторы получили более 9 млрд рублей госфинансирования на проекты по созданию производств полимерных труб, складской тары и различной упаковки.
Согласно расчетам Plastinfo, по итогам прошлого года потребление пяти самых востребованных полимеров (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полиэтилентерефталат, полистирол) в России составило 7,4 млн тонн, превышает показатели 2023-го на 2%, а 2021-го на 4%.
Одним из главных негативных факторов, которые отражаются на спросе на российскую пластиковую продукцию внутри страны, остается конкуренция с китайскими поставщиками. Аналоги из КНР могут стоить на 20–30% дешевле.
В структуре импорта полимерных изделий в 2024-м наибольшие доли у сложных пленок (27%), покрытий для пола и стен (14%), фурнитуры и канцтоваров (13%).
Ситуативный фактор, который тормозит отечественную переработку, ситуация в экономике в 2025 и 2026 годах. Высокая ключевая ставка ЦБ снижает возможность привлекать внешние ресурсы для новых проектов, а ожидаемый рост налогов заставит «зашивать» их в конечную стоимость продукции, что чревато снижением конкурентоспособности. Показательно, что в первой половине 2025 года зарегистрировали на 16% меньше юрлиц, которые специализируются на переработке пластикового сырья.
И все же большинство экспертов позитивно смотрят на будущее российской отрасли переработки полимеров. Наилучшие перспективы у сегментов упаковки (за счет развития интернет-торговли), строительных материалов (за счет повышения требований к экологичности и энергоэффективности зданий и сооружений) и сельского хозяйства (за счет спроса на материалы для теплиц и трубки для капельного орошения).
Горизонты экспорта
Увеличение объемов экспорта может стать еще одним решением для сбыта возросшего объема полимеров. Уже сейчас отечественные полимеры могут успешно конкурировать с зарубежными аналогами, однако сдерживающим фактором выступают цены и логистические издержки.
После 2022 года российские нефтехимические компании (прежде всего «Сибур») в короткие сроки переключили экспортные маршруты с Европы на Турцию, Китай и страны Средней Азии – и сейчас продолжают фокусироваться на этих направлениях.
Согласно данным компании «Технологии доверия», на которые ссылается агентство Rupec, по итогам периода январь–август 2025 года экспорт российского полиэтилена вырос с 500 тыс. тонн до 700 тыс. тонн (цифры округлены) или на 46% к аналогичному периоду 2024-го, а объемы по полипропилену выросли на 15% (абсолютных цифр нет). При это поставки в КНР этих полимеров фактически удвоились.
Мы видим два главных фактора, которые в дальнейшем могут негативно сказаться на возможностях России наращивать экспорт нефтехимической продукции:
-
насыщение рынка стран, закупающих наши продукты, аналогами за счет развития собственного производства. Особенно это актуально в отношении Китая. Меньшими темпами, но все же идет развитие нефтехимии и в Турции, и в странах Средней Азии;
-
ужесточение экономического давления на Россию со стороны Запада, расширение практики «вторичных» санкций для покупателей российского экспорта, специальные меры против нефтехимической отрасли.
Вместе с тем существуют и возможности для значительного роста объемов экспорта нефтехимпродуктов из РФ в ближайшие годы. Новыми и перспективными рынками могут стать страны Африки и юго-восточной Азии. При этом перспективы геополитической сделки и хотя бы частичного снятия санкций шире открывают окно возможностей для развития экспортных продаж.