Цена на антифриз растет. Как рынок этиленгликоля повлиял на эту ситуацию?
Приближение к новым пикам цен на моноэтиленгликоль привело к кризису на рынке антифризов. Покупатели МЭГ на фоне растущей себестоимости своего товара вынуждены повышать цены, теряя спрос. С учетом, что стабилизации ситуации не предвидится, производители антифриза готовы обратиться в Правительство с требованием ввести ограничительные меры на экспорт моноэтиленгликоля из России.
Связанные одной цепью
Российским производителям охлаждающих жидкостей с начала года пришлось поднять цены на свою продукцию более, чем в 1,5 раза. Из-за этого, по их данным, спрос на антифризы снизился примерно на треть. Покупатели, особенно в среднем ценовом сегменте, предпочитают экономить на замене, и только доливают жидкость в систему охлаждения.
В автомобильном секторе продолжается стагнация – в сентябре 2021 года спрос на легковые и легкие коммерческие машины упал на 22,6%. Эта ситуация также отражается на уровне потребления и грозит масштабным кризисом в российском секторе антифризов.
Основной причиной роста стоимости охлаждающих жидкостей стало подорожание моноэтиленгликоля. Цена на внутреннем рынке напрямую коррелирует с мировыми котировками.
Последний раз таких уровней стоимость МЭГ достигала в начале апреля. Если текущая динамика сохранится, то к концу года можно ждать новых ценовых рекордов.
Пока исторический максимум – $1050 за тонну, достигнутый в марте 2021 года. Но и он может быть пройден, если сохранится ключевой фактор роста – дефицит моноэтиленгликоля на основных рынках потребления, включая Россию.
Почему дорожает моноэтиленгликоль
В разных странах в этом году нашлась своя причина сокращения производства и импорта МЭГ, что поддерживало рост цен. Американская нефтегазохимическая промышленность за последние несколько месяцев серьезно пострадала от природных катаклизмов.
В начале года производства в ключевых регионах по переработке углеводородов – Техасе и Луизиане – закрывались из-за аномальных морозов. В августе-сентябре они пострадали от урагана Лаура, последствия которого до конца не устранены до сих пор. С учетом, что США являются одними из ключевых мировых поставщиков МЭГ, многонедельные простои производств нарушили всю глобальную цепочку поставок.
Усиливали этот дисбаланс спроса и предложения введенные в Европе антидемпинговые меры в отношении крупнейших импортеров МЭГ в регион – США и Саудовской Аравии. Европейская комиссия по инициативе внутренних поставщиков, которые жаловались на нерыночные условия поставок, провела расследование, подтвердив в июне, что американские и саудовские компании нарушили законодательство ЕС.
Те, в свою очередь, не дожидаясь обвинительного вердикта европейского регулятора, перенаправили свои объемы в Азию, что привело к масштабному дефициту моноэтиленгликоля в Евросоюзе, который, с учетом ряда остановов на внутренних производствах, сохраняется до сих пор.
Единой проблемой для всех товарных рынков стало нарушение логистических цепочек из-за коронавируса и связанных с пандемией ограничений. Из-за нехватки контейнеров, фрахт в основных мировых портах подорожал до пяти раз, что также не могло не сказаться на конечной стоимости.
Новым негативным фактором на рынке МЭГ стал энергетический кризис в Китае, где также начали закрываться нефтегазохимические заводы. В рамках активной декарбонизации страна ввела ограничения на потребление угля для производства электричества.
Но растущая промышленность не уложилась в выделенную квоту и столкнулась с ограничениями поставок энергии.
Из-за остановок многих крупных предприятий предложение МЭГ на мировом рынке дополнительно сократилось. Неопределенность перспектив на азиатском направлении вызвала ажиотажный спрос на моноэтиленгликоль, который потребители стали закупать впрок, дополнительно усугубляя дефицит и задирая цены.
Внутренние причины
Не стал исключением и рынок России. На середину сентября спрос на моноэтиленгликоль впятеро превышал обычный уровень потребления из-за опасений потребителей дальнейшего ухудшения ситуации.
«После объединения единственных внутренних поставщиков МЭГ – СИБУРа и ТАИФа, на рынке сложилась монополия, так что единственный игрок может диктовать свои условия», – отмечают производители антифризов.
Подробнее о том, как завершилось слияние СИБУР и ТАИФ, читайте в статье «СИБУР и ТАИФ объединились. Что будет с рынком гликолей?»
Также переработчики моноэтиленгликоля жалуются, что компании предпочитают экспортировать МЭГ с учетом рекордных цен в Европе и на других крупнейших рынках. Производители охлаждающих жидкостей готовы обратиться в Правительство с просьбой об ограничении их экспорта, а также с жалобой на необоснованный рост цен в Федеральную антимонопольную службу, если критическая ситуация с закупкой этиленгликоля сохранится.
Также производители антифризов отмечают, что, помимо подорожания МЭГ, вдвое выросла цена на пластиковую упаковку из полиэтилена. Он, как и этиленгликоль, делается из одного сырья – этилена. Возникает межпродуктовая конкуренция, так как нефтехимические производители, имеющие в своем портфеле оба направления, могут выбирать, какой товар выпускать, исходя из ценовой ситуации.
Также объемы моноэтиленгликоля на себя перетягивает основной сектор его потребления – производство полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Спрос и цены на этот пластик также находятся на пиках, особенно с учетом новой волны коронавируса по всему миру.
Но ситуация в этом секторе остается спокойной, так как выпуском ПЭТФ в основном занимаются крупные компании, которые зачастую сами же выступают поставщиками сырья, так что могут перераспределить затраты внутри группы.
В то время как на рынке антифризов есть всего несколько масштабных производителей – тройка лидеров занимает 70% рынка. Еще около четверти рынка занимают мелкие поставщики, которым трудно выдержать резкий рост цен на сырье и получить дополнительное заемное финансирование.
При этом рост себестоимости продукции добросовестных производителей усиливает их конкуренцию с поставщиками контрафактного товара на базе опасных глицерина и метанола – они могут позволить себе демпинговать.
Законодательно бороться с ними на данный момент невозможно, так как подобная продукция, хоть и не соответствует ГОСТу, не запрещена. Антифриз на основе слишком вязкого глицерина и химически агрессивного к деталям автомобиля метанола опасен не только для машины, но и для здоровья ее владельца. При нагреве эти вещества могут образовывать ядовитые соединения.
Эксперты с учетом всех сложившихся факторов ждут снижения цен и возвращения баланса спроса и предложения не раньше середины 2022 года. При этом они напоминают, что всегда могут возникнуть дополнительные трудности в виде всплесков заболевания коронавирусом и новых локдаунов.
Мы продолжаем следить за ситуацией. Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на нашу рассылку в форме ниже.