Теплолюбивые автомобили и овцы повсюду: странный мир без этиленгликоля
Этиленгликоль – еще одно химическое соединение – одним больше, одним меньше — но на самом деле его открытие, вероятно, повлияло на ход человеческой истории: обеспечило ускоренные темпы автомобилизации и помогло в борьбе с голодом.
Больше выбросов и мусора
Без этиленгликоля (моноэтиленгликоля, МЭГ) у нас не было бы пластиковых бутылок, посуды, контейнеров, упаковочной ленты, технических волокон, частей некоторых медицинских приспособлений, которые печатают на 3D-принтерах. А все потому, что МЭГ – один из двух основных компонентов при производстве полиэтилентерефталата (ПЭТ) – материала для изготовления всех этих вещей.
ПЭТ-бутылка стала символом наплевательского отношения человека к природе, и совершенно незаслуженно. Отраслевые исследования показывают, что в мире без полиэтилентерефталата дела с экологией обстояли бы гораздо хуже.
Во-первых, альтернативные материалы для тары более энергоемки: при их использовании в атмосферу попадает относительно больше выбросов углекислого газа. Это ускоряет глобальное изменение климата, чреватое катастрофическими последствиями для планеты.
Во-вторых, по сравнению со стеклянными бутылками и алюминиевыми банками жизненный цикл ПЭТ-бутылки связан с меньшим количеством твердых бытовых отходов, которые загрязняют окружающую среду.
Голодные игры
Искусственные синтетические материалы, получаемые при помощи этиленгликоля, обеспечивают свыше половины от общего потребления мировой текстильной промышленности. На рубеже 2000-х полиэстер обошел хлопок и шерсть, а к концу 2020-х гг., как ожидается, займет почти весь объем рынка.
В близком будущем 98% выпускаемых тканей будет синтетическими, из них 95% придется на полиэстер.
В отличие от полиэстера потенциальный выпуск хлопка и шерсти ограничен природными факторами: площадью пастбищ и сельхозугодий.
Если бы этиленгликоль не был открыт, то при текущем уровне спроса на одежду и текстильные изделия значительную часть земель, занятых продовольственными культурами, пришлось бы отдать под выращивание хлопчатника и овцеводство.
Вполне вероятно, что в том числе этиленгликоль помогает постепенно решать проблемы голода на глобальном уровне: прежде всего, за счет ограничения спроса на хлопок, что позволяет оставлять больше земли для производства продовольствия, а также экономить воду и избегать загрязнения почв пестицидами.
Автомобилизация по-другому
Этиленгликоль вошел в обиход автолюбителей в 1920-е гг., став главным компонентом антифриза. До него применялись жидкости на основе глицерина, этанола и метанола: либо чрезвычайно вязкие, либо чересчур летучие – они не справлялись со своей задачей настолько хорошо, как новое соединение. Широкое распространение антифриз в виде смеси этиленгликоля и воды получил в годы Второй мировой войны.
Если представить себе, что этиленгликоль не был открыт, вероятно, автомобилизация человечества пошла бы иным путем. Не исключено, что в некоторых местах на Земле, например, в заполярных областях и районах с резко континентальным климатом, полноценный приход автомобильной эры как минимум задержался бы на несколько десятилетий.
Возможно, без эффективного и доступного антифриза для двигателей конкурентоспособность в качестве личного и гужевого транспорта еще долго сохраняли бы лошади, ослы, верблюды и ездовые собаки.
ПЭТ и системы охлаждения двигают спрос
Производственные мощности по выпуску этиленгликоля в мире с 2014 г. по 2019 г. выросли на треть: с 30 до 42 млн т. А к 2024 году прогнозируется увеличение до 65 млн т.
Основные драйверы увеличения спроса на этиленгликоль:
- производство ПЭТ, из которого в основном изготавливаются пластиковые бутылки, упаковка и тара и синтетические волокна;
- системы терморегуляции и охлаждения, постепенно отказывающиеся от неэкологичных и энергетически неэффективных хладагентов.
Подробнее о том, в каких привычных нам вещах используется этиленгликоль, читайте в статье «В космосе, в боулинге и в косметичке: этиленгликоль всегда рядом с нами».
Роль этиленгликоля в повседневной жизни человека будет только увеличиваться: он уже делает ее значительно лучше и безопаснее и эта тенденция продолжит развиваться. Так что, пожалуй, нужно поблагодарить французского химика Шарля Адольфа Вюрца, который синтезировал это вещество, за то, что мы заводим машину, а не пытаемся запрыгнуть в седло.