Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Нефть и не только: российско-индийские отношения продолжают набирать обороты
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Нефть и не только: российско-индийские отношения продолжают набирать обороты

Из-за украинского конфликта и последовавших за ним санкций Россия ищет новые рынки сбыта нефти. Перспективным направлением стала Индия — один из крупнейших потребителей сырья. Эта страна не поддержала антироссийские санкции и рассматривает новые возможности сотрудничества в изменившихся условиях.

Отношения с Индией

Проследим, как развивалась российско-индийская торговля и какие перспективы появились в связи с новым кризисом.

Москва хочет получать доллары за нефть, рубли и рупии — за остальные товары

По данным агентства Bloomberg, в конце апреля 2022 года Россия предложила Индии платить за энергоносители по двойной схеме. Такое решение позволило бы повысить товарооборот в местных валютах и снизить санкционное давление на РФ.

Москва предлагает Индии оплачивать российскую нефть в долларах или евро. Остальная торговля будет осуществляться в рупиях и рублях. При этом во время расчетов местные валюты планируется деноминировать.

Представители Центробанка и Сбербанка РФ уже обсудили эти возможности с индийскими коллегами и представителями Министерства финансов. Окончательное решение по этому вопросу еще не принято, а индийская сторона никак не прокомментировала ситуацию Bloomberg.

Индия — одно из крупнейших государств, которые продолжают торговлю с Россией после начала спецоперации. Сотрудничество с Москвой набирает обороты, несмотря на предостережения европейских стран.

Как полагают западные СМИ, правительство премьер-министра Нарендры Моди продолжает сотрудничать с Россией из-за зависимости от поставок российского оружия, необходимого для противодействия растущей мощи Китая. Кроме того, Индия получит нефть по привлекательным ценам, что немаловажно в условиях глобальной инфляции.

По сообщению источников Bloomberg, Индия планирует платить за российскую нефть менее 70 долларов за баррель. Снижение цены поможет компенсировать затраты, связанные с санкционным давлением Запада.

С тех пор как российские банки попали под санкции и потеряли доступ к системе SWIFT, Москва настаивает на проведении Индией платежей в рупиях и рублях. Предполагается, что для этого страны начнут использовать российскую систему обмена сообщениями СПФС.

По последним данным, торговый дефицит Индии с Россией составляет 5,5 млрд долларов, учитывая импорт нефти и нефтепродуктов на сумму более 3 млрд долларов. Азиатская сторона рассчитывает увеличить поставки в РФ еще на 2 млрд, чтобы сократить этот дисбаланс.

Российско-индийская торговля в докризисную эпоху

С 2010 года Индия — стратегический партнер России с особыми привилегиями. Еще в 2019 на Восточном экономическом форуме главы двух государств поставили амбициозную цель: довести товарооборот до 30 млрд долларов к 2025 году. И хотя вряд ли эта сумма будет достигнута (в 2021 товарооборот составил 13,56 млрд долларов), Индия остается важным экономическим направлением для РФ.

После США и Китая Индия — третий по величине потребитель нефти в мире. 80% сырья поступает в страну из-за рубежа. При этом доля России несущественна. В 2021 году РФ ввезла в Индию 12 млн баррелей нефти марки Urals.

Основные показатели

В 2021 году значительный объем поставок черного золота пришелся на ближневосточные страны, а также США и Нигерию.

Как видно на графике, в январе и феврале импорта российского голубого топлива не было. Но на данный момент объем контрактов на поставку сырья марки Urals на март, апрель, май и июнь составляет 26 млн баррелей. Это больше, чем купила Индия у России за весь 2021 год.

Взаимодействие обеих стран — это не только торговля сырьем, но и развитие совместных инвестиционных проектов. Индийские компании принимают участие в разработке нефтегазовых месторождений в РФ. Один из примеров — проект «Сахалин-1», в котором занята компания Imperial Energy.

Российские инвестиции присутствуют в индийском нефтеперерабатывающем секторе. Например, НК «Роснефть» владеет почти 50% акций Nayara Energy. Также Москва участвует в проектах по развитию атомной энергетики. Сейчас ведется третья очередь строительства АЭС «Куданкулам».

Прогноз: как кризис повлияет на взаимоотношения двух стран

Колумнист Bloomberg Энди Мухерджи опасается, что взаиморасчеты в рублях и рупиях на базе альтернативы SWIFT рассердит Запад. Однако сотрудничество с Москвой открывает для Индии новые перспективы.

Страна может стать крупным покупателем российской нефти, от которой отказались европейские импортеры. При этом ничто не мешает Индии перепродавать сырье Западу. Источники Bloomberg сообщают, что страна уже получает прибыль от поставок дизельного топлива в Европу.

Особого внимания заслуживает и стратегически выгодное географическое положение Индии. Она не так удалена от западных стран, как другие Азиатско-Тихоокеанские государства, занимающиеся переработкой нефти.

В разговоре с изданием Forbes исполнительный директор индийской компании ChemPartners Russia Гаурав Суд прокомментировал эффект санкций на ведение бизнеса в России.

«Мы наблюдаем со стороны РФ значительный рост спроса во всех отраслях, в которых присутствует Индия. Особенно партнеров интересуют аналоги европейского оборудования в добывающей, нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности. Индийские экспортеры готовы работать с новыми платежными механизмами и искать логистические решения».

Кроме того, Индии важен российский капитал для развития отраслей реального сектора. Москве же такое партнерство поможет достичь цели дальневосточной региональной политики.

Чтобы экономическое сотрудничество было продуктивным, сторонам следует решить транспортно-логистические проблемы. Они существовали в российско-индийских отношениях и до украинского кризиса. Теперь из-за санкций морские перевозки стали еще более затруднительными и дорогостоящими, а авиасообщение сократилось.

В качестве альтернативы может выступить международный транспортный коридор «Север — Юг», связывающий Россию, Иран и Индию. То, сократятся ли сроки и стоимость доставки грузов из РФ, зависит от инфраструктурного строительства в Иране (по большей степени — завершения ж/д участка Астара — Решт).

Другое направление — Азиатско-Тихоокеанский регион. Там планируется создание морского коридора, который бы связал индийский порт Ченнаи с Владивостоком. Дальнейшее развитие российско-индийского сотрудничества будет зависеть в том числе и от реализации этого проекта.

Вам также может быть интересно
21 июня, 2022
Российский рынок МЭГ не заметил санкций
Очередной пакет европейских санкций, который включил запрет импорта моноэтиленгликоля, напрямую не отразился на российском рынке этого продукта. Закупки МЭГ из-за рубежа начали последовательно снижаться еще два года назад на фоне логистических проблем, вызванных коронавирусом.
17 июня, 2022
Производству пластика в Европе может прийти конец – есть одно решение
Чтобы поддержать производителей, нужно масштабировать переработку отходов.
14 июня, 2022
Как окончание локдауна в Шанхае повлияет на рынок монопропиленгликоля
С 1 июня в Шанхае постепенно снимаются ограничения, связанные с COVID-19. Европейские трейдеры внимательно следят за рынком монопропиленгликоля в Северо-Восточной Азии. Вместе с аналитиками компании ICIS постараемся выяснить, как выход из локдауна повлияет на мировую торговлю и экономику. Ниже — перевод статьи Николь Симпсон.