Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Россия—Украина: как кризис может изменить спрос на нефтехимические продукты
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Россия—Украина: как кризис может изменить спрос на нефтехимические продукты

Эпидемия коронавируса оказала огромное влияние на рынок нефтегазохимических продуктов. Несмотря на снижение ВВП, мы наблюдали огромный рост спроса. С начала 2022 года спрос начал перестраиваться, но прогнозы изменились из-за ситуации на Украине. Джон Ричардсон, специалист независимой аналитической фирмы ICIS, подробно разобрал, как новый кризис может повлиять на спрос в экономически развитых странах.

Кризис

Анализ ситуации

Когда эпидемия коронавируса стала пандемией, аналитики ICIS сразу предупредили нас о том, что ключевую роль в формировании рынка нефтехимических продуктов сыграют меры государственного регулирования.

Это подтвердилось, когда люди начали тратить выделенные государством деньги на компьютеры, игровые приставки, стиральные машины и холодильники, произведенные в Китае из китайских и импортированных полимеров и нефтехимии.

Этот «прилив» не только помог восстановлению «экономической лодки» Китая во второй половине 2020 года, но и положительно сказался на всем мировом рынке нефтехимических продуктов.

Аналитика
Россия—Украина: как в 2022 году может измениться спрос на нефтехимические продукты и полимеры в развитых странах

Примечательно, что эти меры государственной поддержки очень отличались от мер, предпринятых во время мирового финансового кризиса 2007–2008 годов. Тогда за выдачу субстандартных кредитов «отдувались» низкооплачиваемые работники, а государство помогало «слишком большим, чтобы рухнуть» банкам.

В 2020–2021 годах деньги государственной поддержки пошли в первую очередь на компенсацию неоплачиваемых отпусков и денежные пособия. В результате некоторые низкооплачиваемые работники начали получать больше, чем до начала пандемии.

При этом в условиях пандемии люди стали гораздо реже есть в ресторанах и перешли на еду из супермаркетов, тем самым повысив «поверхностный» спрос («surface area» demand). Под этим термином аналитик ICIS имеет в виду рост спроса на материалы, который возник в результате роста спроса на упаковки меньшего размера.

Ведь сам объем потребления продуктов не упал, просто люди, в отличие от ресторанов, не покупают литровые и многокилограммовые упаковки продуктов. Именно этим и объясняется увеличение спроса на смолы вроде полиэтилена на фоне снижения ВВП в последние годы.

Росту спроса на материалы поспособствовала и сама борьба с пандемией: резко возросло использование шприцев, средств индивидуальной защиты, масок и медицинских упаковок.

Поэтому аналитик ICIS не согласен с предположением, что ситуация в Украине притормозит восстановление нефтегазохимической промышленности.

Важно отметить, что в некоторых ключевых секторах конечного потребления изначально не было никакого спада.

Это касается крупных бытовых приборов, электроники и упаковки. А раз не было спада, то и восстановление не требуется. По мнению Ричардсона, можно сделать неверные выводы, если считать, что ситуации в Украине притормозит восстановление спроса в 2022 году.

В подкрепление этого тезиса аналитик приводит два примера о состоянии нефтехимической промышленности в сравнении с ВВП в 2020 году на основе данных ICIS.

  1. Несмотря на 4% сокращение ВВП в 2020 году по сравнению с 2019 годом, спрос на ЛПЭНП (линейный полиэтилен низкой плотности) вырос на 1%. Это чрезвычайно хороший показатель. Для сравнения ― в 2008 году по сравнению с 2007 годом спрос на ЛПЭНП упал на 16% при уменьшении ВВП на 0,1%.
  2. Спрос в Евросоюзе и Великобритании тоже вырос на 1%, несмотря на 6% сокращение ВВП в 2020 году по сравнению с 2019 годом. В этом случае лучше всего подходит сравнение с 2009 годом, когда кризис государственного долга в Евросоюзе достиг пика (Великобритания еще была в составе ЕС). ВВП тогда снизился на 5%, а спрос на ЛПЭНП – на 10%.

Спрос на ЛПЭНП в США в 2021 году вырос на 6% по сравнению с годом ранее, в то время как рост ВВП вернулся к 4%. В Евросоюзе с Великобританией спрос на ЛПЭНП составил 6% при росте ВВП в 6%.

Такие закономерности роста спроса относительно ВВП наблюдались и по некоторым другим крупным нефтегазохимическим продуктам и полимерам.

Новые стимулы спроса на нефтегазохимические продукты в экономически развитых странах

Новые прогнозы аналитик ICIS строит на основе предположения, что кризис, спровоцированный конфликтом, затянется.

Стимулы роста
Потенциальные стимулы роста спроса в экономически развитых странах

Итак:

  • Снизится спрос на товары длительного пользования из-за роста себестоимости и проблем с поставками. Дефицит микрочипов и дальнейшие перебои в контейнерных перевозках, вероятно, повлияют на спрос на автомобили. Проведенный ICIS анализ показывает, что компании попытаются обойти эти проблемы. В частности, Ford планирует продавать автомобили без микрочипов и позже, в течение года, поставлять недостающие компоненты. Другие компании, в числе которых и Tesla, рассматривают варианты продажи машин без USB-портов и других компонентов, не связанных с безопасностью. Дефицит микрочипов повлияет и на продажи крупной бытовой техники. Впрочем, нет сомнений, что больше всего ударит по спросу на товары длительного пользования не этот дефицит, а рост цен.
  • Спрос на услуги перестанет восстанавливаться. Завершение пандемии должно было повлечь за собой восстановление спроса на нефтегазохимию, связанную с путешествиями, концертами и другими развлекательными мероприятиями. Но рост цен на топливо и продукты питания представляют угрозу росту.
  • Сокращение государственных выплат. Повышение процентной ставки уменьшит возможности государства в сфере финансовой поддержки населения и бизнеса. Мы уже наблюдаем направленную поддержку низкооплачиваемых работников за счет выплаты компенсаций за рост цен на топливо и продукты питания.
  • Навсегда возрос объем онлайн-продаж. Во время пандемии у людей сформировались новые привычки, а бизнесы значительно вложились в доставку, тем самым повысив качество и удобство этой услуги. Несмотря на неэкологичность, в интернет-продажах используется большое количество пластиковой упаковки. Теперь необходимо проанализировать, как повышение цен на топливо скажется на онлайн-торговле.
  • Потребление еды из супермаркетов может остаться на повышенном пандемийном уровне. До конфликта казалось, что завершение пандемии приведет к росту трат в ресторанах, и тем самым снизит «поверхностный» спрос («surface area» demand) из-за сокращения трат в супермаркетах. Рост стоимости жизни, скорее всего, сократит и количество походов в рестораны. При этом люди начали уменьшать затраты на продукты, поэтому не стоит делать вывод, что спрос на пластиковую упаковку останется на уровне пика пандемии. Это может коснуться даже развитых стран, где экономическая ситуация обычно не влияет на использование упаковки. Всё-таки такой инфляции мы не видели с 1970-х годов.
  • С открытием офисов восстановится спрос, связанный с поездками на работу и работой ресторанов и кафе в центре города. Но это означает, что люди начнут меньше времени проводить в ресторанах и кафе в районах проживания.
  • Упадет спрос, связанный с товарами личной гигиены, потому что снизится заболеваемость коронавирусом. Но будут ли сняты все меры предосторожности, вроде ношения масок? И изменились ли привычки людей? Стали ли они с большим вниманием относиться к рискам инфекций?
  • Но, если новый штамм окажется более вирулентным, чем омикрон, могут вернуться локдауны. Ученые из Великобритании предупреждают, что нет никаких гарантий снижения вирулентности. И это может поддержать спрос на товары, связанные с личной гигиеной
  • Больше переработки. Конфликт может подтолкнуть к переходу на экоустойчивое потребление и организацию местной переработки отходов. По экономическим и экологическим причинам пластиковый мусор никогда не перевозят на большие расстояния. Если производственные цепочки будут полностью локальными, они не будут подвержены рискам прерывания поставок по геополитическим причинам.

Полный цикл производства, трансфертное ценообразование и сломавшийся инструмент ВВП

Газо- и нефтехимическим компаниям с внутренним доступом ко всему объему или хотя бы к значительной части необходимого им углеводородного сырья, скорее всего, не придется значительно сокращать расходы.

Что касается спроса на нефтегазохимические продукты, прогнозы делать очень сложно. Очевидно, что метод оценки на основе коэффициентов от ВВП перестал работать в качестве инструмента для прогнозирования спроса.

Понимание изменений спроса теперь требует глубокого и постоянного анализа конечного потребления, что ведет к необходимости внедрения более гибких продаж и более гибких тактик руководства заводами.

По мнению аналитика ICIS, кризис превратится в долгосрочную Холодную войну, что приведет к расколу мира на два промышленных блока, а это принесет с собой новые возможности.

Вам также может быть интересно
20 марта, 2024
В России наращивают производство полиэфирных волокон
В 2023 году в стране запустили крупнейшее предприятие по выпуску полиэфирного волокна. Шахтинский завод – единственный в РФ, где эту продукцию получают прямым синтезом из терефталевой кислоты и моноэтиленгликоля.
11 марта, 2024
Сжечь или разложить?
Благодаря физическим свойствам моноэтиленгликоль (МЭГ) востребован для создания антифризов различного назначения. В России из-за холодной погоды развито производство автомобильных антифризов – на их изготовление уходит до 2/3 всего этиленгликоля.
27 февраля, 2024
UPM успешно продвигает древесный МЭГ еще до начала производства
В 2022 году мы рассказывали о проекте «дочки» финского деревообрабатывающего холдинга UPM. В немецком городе Лойна UPM Biochemicals возводит предприятие, где впервые в промышленном масштабе будут выпускать биомоноэтиленгликоль (био-МЭГ ) собственной марки UPM BioPura.