Волна Covid-19 подкатывается к рынку моноэтиленгликоля. Ситуация усугубится?
Пандемия коронавируса за последние два года стала одним из определяющих факторов экономической ситуации в мире. Каждый новый штамм провоцируют ограничения, нарушающие привычную цепочку поставок, что приводит к резким взлетам котировок на моноэтиленгликоль. Но последняя волна Covid-19 уже не так впечатлила рынок, который в большей степени страдает от накопленного недостатка сырья.
Насколько для рынка страшен новый штамм
Несмотря на появление в начале ноября нового штамма коронавируса и риск начала четвертой волны заболеваемости, цены на моноэтиленгликоль стабильно шли вниз после октябрьских пиков, которые приблизились к 1000 евро за тонну. С конца октября стоимость снизилась на 3% до 900 евро за тонну в северо-западной Европе на условиях FCA.
До этого МЭГ стабильно дорожал с сентября, но основной причиной этого были не масштабные локдауны, как опасались эксперты на фоне третьей волны пандемии, а локальные и природные форс-мажоры, сильно снизившие объемы сырья на рынке. Также повлияли медленное наращивание добычи нефти и газ и возникшие в Китае ограничения с поставками электроэнергии, остановившие целый ряд крупных заводов.
Хотя большинство из них снова запущены, европейская контрактная цена на моноэтиленгликоль на декабрь на уровне 990 за тонну (что соответствует уровню ноября) подтвердила, что на рынке сохраняются опасения негативного развития ситуации.
Несмотря на временное падение цен на этилен в начале декабря, затраты на энергоносители для производителей остаются высокими. В ближайшее время ждать их снижения не следует, в том числе из-за рисков новой волны коронавируса и связанных с ней локдаунов.
Что говорит ОПЕК+
Развитие ситуации с новым штаммом «омикрон» стало одной из главных интриг состоявшего 2 декабря заседания министров стран, участвующих в сделке по ограничению добычи нефти ОПЕК+.
Помешать сохранению утвержденных в июле планов по увеличению производства на 400 тысяч баррелей в сутки ежемесячно могли два фактора, озвученные накануне встречи министров техническим комитетом ОПЕК+.
Первый – возможный профицит нефти на рынке в следующем году. Его пик, по мнению экспертов, придется на первый квартал, с учетом заявленной США продажи 50 млн баррелей нефти из стратегического резерва страны.
Технический комитет ОПЕК+ прогнозирует, что в среднем по году переизбыток предложения может достичь 1,7 млн б/с против его нехватки в 1,2 млн баррелей в сутки в 2021 году. При этом, отмечают эксперты, если спрос будет расти медленнее, профицит по году рискует увеличиться до 3,1 млн б/с. Пока увеличение потребления прогнозируется на уровне 4,15 млн б/с – до 100,6 млн б/с.
Вторым фактором риска для нефтяного рынка техкомитет ОПЕК+ назвал новый штамм коронавируса “омикрон”. Но пока эксперты не берутся оценить его влияние из-за отсутствия данных о тяжести перенесения новой формы COVID-19.
Сейчас очевидно, что новый штамм повлияет на спрос как минимум на авиакеросин по мере того, как ряд крупных государств, включая США, Канаду, Китай и Японию вводят дополнительные ограничения на международные перелеты или более строгие требования к карантину для прибывших в страну.
В режиме боевой готовности
В итоговом коммюнике заседания ОПЕК+ совет министров стран-участниц указал, что они готовы к оперативным мерам реагирования в случае, если новый штамм коронавируса «омикрон» будет оказывать существенное влияние на нефтяной рынок.
Рост добычи и поставка дополнительных объемов на рынок могли бы стабилизировать цены как на саму нефть, так и на продукцию ее переработки, включая моноэтиленгликоль.
Пока в такой вариант маловероятен с учетом, что за время наращивания добычи в рамках ОПЕК+ фактически ее уровень с августа ни разу не достиг разрешенного уровня. В августе-октябре недопоставки составляли 0,7-1 млн баррелей в сутки, что подталкивало вверх цены на нефть: с начала 2021 года они выросли на 60% до свыше $80 за баррель.
Без масштабных локдаунов коронавирус уже практически не пугает рынок. После появления новостей о новом штамме нефтяные котировки просели в течение ноября на 20%, опускаясь ниже $68 за баррель.
На фоне опасений трейдеров по поводу возможных глобальных локдаунов нефтяные котировки просели за 26–28 ноября на 11–13% – до $71,5 за баррель марки Brent. Однако уже днем 29-го числа нефть частично отыграла падение, подорожав до $75.
Это сокращает спрос, так как не каждый потребитель готов покупать сырье по такой цене. Круг замыкается – на фоне отсутствия потребления нефтекомпании предпочитают не вкладывать средства в развитие добычи, которая дорожает с каждым годом на фоне истощения традиционных запасов в регионах с готовой инфраструктурой.
Газовые вопросы
Похожая ситуация складывается на газовых рынках, где дефицит сырья держит цены на европейском рынке на исторических максимумах. Но там это в большей степени связано с политической ситуацией вокруг нового российского газопровода «Северный поток -2», запуск которого придерживают европейские регуляторы.
В ответ «Газпром» демонстрирует свои возможности по влиянию на рынок ЕС и цены. Критически низкий уровень заполнения подземных газовых хранилищ в Европе и ограничения поставок строго в рамках долгосрочных контрактов отражаются на котировках, которые уже несколько месяцев не опускаются ниже $1000 за 1000 м³.
На данный момент российская газовая монополия, завершив закачку во внутренние ПХГ, начала поставки в европейские хранилища. Закачка туда продлится до конца декабря, но все равно объемы запасов будут ниже среднего многолетнего уровня, что продолжит отражаться на рыночной стоимости газа.
По прогнозам «Газпрома», цена экспортных поставок в четвертом квартале 2021 года будет рекордной и не снизится в скором времени.
Усугубляют ситуацию с трубопроводным газом сложности с поставками сжиженного сырья (СПГ) на фоне коронавируса, особенно в Азии, порты которой систематически закрываются из-за локальных локдаунов.
Сейчас, как отмечает Нина Адамова из Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, настроения в Азии портятся, а цены на отдельные нефтехимические товары понемногу снижаются. Но сложно определить влияние ли это штамма «омикрон» или просто охлаждение рынка и последствия ввода в работу нефтехимических мощностей Китаем.
Текущая ситуация на рынке сырья и готового продукта к концу второго года пандемии определяется в отсутствии новых масштабных ограничительных мер с накопленным за это время общим эффектом, а также временными локальными катаклизмами, которых в 2021 году было более чем достаточно.