Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Как этиленгликоль используют в аэрокосмической отрасли
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Как этиленгликоль используют в аэрокосмической отрасли

Пассажирские лайнеры, боевые самолеты, космические аппараты. Как они связаны с этиленгликолем? Уникальные термические свойства в свое время сделали его практически незаменимым при космических пусках и эксплуатации авиатехники. Рассказываем подробно.

Этиленгликоль в авиации и космосе

Этиленгликоль в авиации

В 1930-х годах авиационные двигатели с жидкостным охлаждением произвели настоящую революцию в боевой авиации. Хладоносителем, как правило, служила смесь воды и этиленгликоля в разных пропорциях. Такие моторы впервые появились во Франции и Великобритании.

По сравнению с аналогами они были легче, что стало критически важным при совершенствовании технических характеристик и вооружения истребителей и бомбардировщиков.

Этиленгликолевый тип охлаждения реализовали на наиболее продвинутых модификациях одного из самых массовых авиадвигателей времен Второй мировой войны – Merlin от компании Rolls-Royce.

Его устанавливали на бомбардировщики «Ланкастер» и «Москито», знаменитые истребители «Спитфайр» и «Харрикейн». Водно-гликолевые растворы до сих пор в ходу для определенных типов авиационных моторов.

Этиленгликоль входит в состав специальных средств, необходимых для обслуживания и штатной работы самолетов: жидкости, препятствующей обводнению авиатоплива, и противообледенительной жидкости.

Этиленгликоль в космосе

Этиленгликоль – компонент промышленных систем охлаждения и терморегуляции. Благодаря выдающимся термическим свойствам, его включили в системы жизнеобеспечения советских космических кораблей типа «Восток», «Восход», «Союз», орбитальных станций «Салют», научно-исследовательской орбитальной станции «Мир».

Системы регулирования температуры и влажности космических аппаратов работала по принципу жидкостно-конденсирующего теплообменника с водным раствором на основе этиленгликоля. Например, на станциях «Салют» эту роль выполнял теплоноситель «ЛЗ-ТК-5» на основе этиленгликоля (ЭГ), на станции «Мир» – теплоноситель «Темп».

Управляемость температурным режимом обеспечивалась за счет скорости прохождения воздуха через теплообменник, а влажность – температурой самого хладагента.

Без этиленгликоля руководителям советской космической программы пришлось бы ломать голову над альтернативными вариантами систем терморегуляции и, кто знает, к какому решению они бы пришли и пришли бы вообще.

Надо отметить, что в 1997 году этиленгликоль поставил под угрозу жизни космонавтов на станции «Мир», когда начал вытекать из внутреннего контура. Тогда утечку удалось благополучно ликвидировать, но в американском аэрокосмическом агентстве (НАСА) задумались о долгосрочном решении проблемы.

В итоге разработали более надежный, биоразлагаемый и безопасный аналог этиленгликоля, который неожиданно нашел применение в виде реагента, предотвращающего обледенение железных дорог.

Этиленгликоль присутствует в космическом пространстве вне всякой связи с деятельностью человека. По данным ученых, «межзвездный антифриз» естественным путем вырабатывается в более холодных областях гигантского газопылевого облака Стрелец B2 примерно в 26 тысяч световых лет от Земли.

Мы продолжим делиться интересными фактами об этиленгликоле. Чтобы не пропускать статьи, подписывайтесь на рассылку в форме ниже!

Вам также может быть интересно