Почему важно выбирать фирменный антифриз: последствия использования контрафакта
Основными нашими покупателями этиленгликолей являются компании, выпускающие охлаждающие жидкости для автомобилей. Мы ориентированы на успех наших клиентов, которые зачастую сталкиваются с конкуренцией со стороны поставщиков поддельного антифриза. В этой статье подробно рассказываем о рисках при использовании фальсифицированной охлаждающей жидкости.


Напомним, что автомобильный антифриз состоит из воды, этиленгликоля (реже используют схожий по свойствам пропиленгликоль) и специальных присадок. Вода обеспечивает антифризу текучесть, этиленгликоль наделяет его важными физическими свойствами, позволяя жидкости не замерзать при сильных морозах и не закипать при высоких температурах, а присадки придают антифризу антикоррозионные свойства.


Производители подделок иногда просто подкрашивают воду, выдавая ее за антифриз, но чаще заменяют этиленгликоль на опасную смесь метанола с глицерином. Помимо того, что такой микс гораздо хуже выполняет свою работу, содержащийся в нем метанол горюч и является опасным ядом. Метанол агрессивно воздействует на алюминий и пластик – его использование может привести к повреждению системы охлаждения двигателя. Глицерин не так опасен, но его применение создает эффект запенивания жидкости, что увеличивает риск образования воздушных пробок в системе охлаждения.
По данным специализированных автомобильных медиа, в 2024 году каждый пятый автовладелец использовал поддельный антифриз.
Подробно разберем самые распространенные последствия применения некачественного или контрафактного антифриза для автомобиля.
Перегрев двигателя
Обычно во время работы температура двигателя не превышает 90 °C. В случае перегрева возрастает расход топлива, но дальнейшие последствия могут быть гораздо серьезнее.
Длительное воздействие повышенной температуры вызывает необратимые повреждения верхней части двигателя, известной как головка блока цилиндров.
Когда она деформируется, это приводит к потере герметичности соединения между головкой и блоком цилиндров. В результате начинается утечка, при которой охлаждающая жидкость может проникать в систему смазки, а масло – в систему охлаждения. Такое смешение приводит к снижению эффективности охлаждения и смазки, перегреву двигателя, а в запущенных случаях – к полному выходу его из строя.
В Интернете приводятся данные, что причиной до 90% поломок двигателей является применение охлаждающих жидкостей низкого качества или недостаточный объем антифриза в охлаждающем контуре.
Коррозия
Радиатор и головка блока цилиндров особенно подвержены коррозии из-за перегрева двигателя. При высоких температурах антифриз быстрее утрачивает свои антикоррозионные свойства, а в случае с поддельным продуктом эти свойства могут отсутствовать изначально. Жидкость окисляется и негативно воздействует на металлические поверхности, с которыми взаимодействует. Кислота постепенно разъедает металлические детали радиатора, теплообменника, водяного насоса и других важных компонентов.
Коррозия образует слой из мусора и шлама, препятствующий нормальной теплоотдаче. В результате двигатель может перегреться или полностью выйти из строя, если вовремя не принять меры. Даже небольшая коррозия заметно снижает эффективность системы охлаждения и ухудшает ее регулирующие функции. Получается замкнутый круг: перегрев стимулирует коррозию, а коррозия способствует дальнейшему перегреву.
Кавитация
Проблемы металлических поверхностей двигателей из-за применения некачественного антифриза не ограничиваются коррозией. Кавитация – еще один опасный враг металла. Этот процесс представляет собой образование мельчайших пузырьков в охлаждающей жидкости, которые, схлопываясь, создают микроскопические ямки на металлических поверхностях. Со временем эти ямки могут увеличиваться и сливаться, что может привести к протечкам и даже поломке деталей.
Шероховатости, образовавшиеся в результате повреждения от кавитации, способны ускорить дальнейшую эрозию. Кавитация чаще всего поражает корпуса водяных насосов и стенки цилиндров. Кавитационная эрозия крыльчаток насосов приводит к снижению интенсивности потока жидкости в контуре и усугубляет перегрев двигателя.
В большинстве качественных охлаждающих жидкостей контролировать кавитацию помогают присадки.
Осадки
Низкокачественные или контрафактные антифризы содержат различные соли, провоцирующие образование вредных осадков. В результате на деталях двигателя образуется слой вязкой субстанции, затрудняющий теплообмен, или вместе с охлаждающей жидкостью по системе начинают циркулировать твердые частицы накипи, которые могут забивать контур и нарушать его работу. Наиболее опасна именно накипь – особый вид отложений, образующихся в результате роста кристаллов на поверхностях, контактирующих с водой.
В системе охлаждения особенно уязвимы к образованию накипи те участки, где высокотемпературная вода контактирует с металлическими или шероховатыми поверхностями. Накипь активно формируется там, где температура воды высока, а концентрация растворенных солей превышает допустимые пределы. Твердые нерастворимые осадки представляют серьезную угрозу, поскольку действуют как абразивы, разрушая внутренние поверхности системы во время циркуляции охлаждающей жидкости. В некоторых случаях отложения могут полностью блокировать каналы, что вызывает серьезные неисправности и требует дорогостоящего ремонта.
Замерзание и пена
Обычно антифриз рассчитан на циркулирование в системе при температуре до -40 °C, однако некачественная жидкость может замерзнуть при гораздо более теплых значениях. При замерзании раствор превращается в кашеобразную смесь с кусочками льда. От этого в первую очередь страдает помпа, затем рвется ремень ГРМ, в дальнейшем необратимые последствия наступают для всего двигателя.
Некачественный антифриз не только быстрее замерзает, он еще и вспенивается – эта пена видна в расширительном бачке. Появление пены в антифризе приводит к снижению его объема, что негативно влияет на способность поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя и может вызвать его перегрев. Еще один риск вспенивания – попадание охлаждающей жидкости в двигатель. Последствия этого могут быть самыми тяжелыми.
Как распознать подделку?
Три простых надежных правила помогут вам распознать некачественный антифриз.
- Не покупайте антифриз у сомнительных продавцов. Очевидно, что шансы наткнуться на контрафакт при замене жидкости на фирменной станции техобслуживания или покупке на АЗС федеральных сетей стремятся к нулю. Однако в случае покупки в полулегальном автосервисе, особенно в другом регионе, они значительно возрастают.
- Обращайте внимание на тару и этикетку. Загрязненная или поврежденная тара с неровно наклеенной этикеткой – серьезный сигнал об опасности. Кроме того, при покупке следует убедиться, что срок годности не истек, а также проверить наличие контактных данных производителя.
- Обращайте внимание на цену: качественный товар не может быть слишком дешевым. Стоит насторожиться, если вам предлагают охлаждающую жидкость, цена которой значительно ниже того антифриза, который вы обычно используете.
Если сомнения в качестве антифриза появились уже после его покупки и использования, можно проверить жидкость с помощью нескольких методов.
- В хорошем антифризе не должно быть кислоты, которая разъедает металл и пластик. Для проверки к 50 миллиграмм охлаждающей жидкости нужно добавить щепотку пищевой соды. Если появится пена, избавляйтесь от подделки – в ней точно содержится кислота.
- Жидкость, помещенная в морозильную камеру обычного холодильника, не должна замерзать. Обычно температура в ней не превышает -16-18 °C. Если антифриз спустя время превратился в лед или кашицу – значит, это не антифриз.
- Обнаружить в антифризе добавленный глицерин тоже просто: если несколько секунд энергично встряхивать канистру, заполненную жидкостью наполовину, она начнет интенсивно пениться. В качественном антифризе глицерин должен отсутствовать.
Используйте качественный антифриз! Берегите свою машину, деньги и нервы!