Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Поставки нефтехимических продуктов под угрозой из-за форс-мажоров на морских путях
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Поставки нефтехимических продуктов под угрозой из-за форс-мажоров на морских путях

Глобальная система морского грузооборота со времен пандемии постоянно сталкивается с новыми вызовами. За последний год главной «головной болью» участников процесса стало прохождение судов через Красное море и Панамский канал. Разбираемся в проблемах и прогнозируем, как логистический сбой повлияет на развитие рынка нефтехимии и сегмент МЭГ.

Обложка: Уязвимая логистика

За последние 15-20 лет слово «глобализация» стало одним из самых популярных в политико-экономическом дискурсе. Действительно, мир стал глобальным: технологии объединили людей из разных уголков планеты. Общение в соцсетях, многочисленные онлайн-возможности: обучение, финансовые операции, покупки, трансляции и т. п. – все это вместе со свободным передвижением по миру стирает границы между странами.

Однако реальный сектор экономики гораздо меньше включен в глобализацию и завязан на тех же ключевых процессах: добыче, доставке, производстве и переработке. Сфера торговли commodities (биржевой товар, к которому относятся нефть, газ, металлы, пшеница) зависит от физических поставок – так же, как это было в прошлом столетии. Особенность поставок сырья в том, что почти всегда речь идет о крупных партиях и больших расстояниях.

Транспортировка углеводородного сырья и нефтепродуктов осуществляется по морю с помощью танкеров и различных танк-контейнерных судов. Ситуация, которая сложилась на главных морских маршрутах, влияет не только на целевые рынки и мировую экономику в целом, но также может ускорить трансформацию сектора производства нефтехимической продукции.

Проблемы в Красном море

Индийский океан → Красное море → Суэцкий канал → Средиземное море. Это ключевой маршрут для танкеров, везущих нефть и ее деривативы из стран Аравийского полуострова в Европу. В обратном направлении следуют российские суда из Новороссийска с нефтью для Индии.

Ситуация на оживленном маршруте кардинально ухудшилась из-за обострения политической ситуации на Ближнем Востоке. Группировка хуситов из Йемена, которая контролирует южный участок Красного моря, объявила о том, что будет захватывать суда, имеющие отношения к Израилю или его союзникам. На практике захвату и обстрелам подвергались и другие корабли – хуситы атаковали суда, перевозившие российскую нефть и нефтепродукты. К счастью, обошлось без пострадавших.

В считанные недели судоходство в Красном море было нарушено. Уже в начале 2024 года предприятия химпрома Германии стали испытывать последствия кризиса – суда с сырьем и оборудованием из Азии стали серьезно отставать от графика. О прекращении движения судов по Красному морю объявили практически все ведущие логистические компании (операторы судов), а также британская нефтегазовая компания BP.

По подсчетам экспертов, в период с ноября по декабрь 2023 года из-за кризиса в Красном море вся мировая торговля сократилась на 1,3%. В начале 2024 года судоходный трафик в Красном море уменьшился на 90%.

Перевозчики стали использовать альтернативный маршрут в обход Африки с существенным удлинением времени в пути. Так, среднее время следования по маршруту Западная Индия → Антверпен через Красное море занимает 22 дня, тогда как для маршрута с обходом Африки требуется 37 дней.

Усилия международной коалиции по обеспечению безопасного судоходства во главе с США пока не принесли существенных результатов. К середине 2024 года Россия также перенаправила часть судов с нефтью, нафтой, мазутом и дизельным топливом, следующими в порты Индии и Китая по африканскому маршруту.

В июле ведущий морской перевозчик – компания Maersk, сообщила, что перебои с доставкой из-за кризиса на Красном море распространились на всю ее сеть. Характерно, что в Maersk не ждут улучшения ситуации в этом году.

Проблемы в Панамском канале

Другой важнейший для судоходства участок находится в Западном полушарии – это Панамский канал между Атлантикой и Тихим океаном. Он обеспечивает прохождение грузов, составляющих 3% от объема всей мировой торговли. Это часть маршрута, по которому США экспортируют в Китай, Японию и страны Юго-Восточной Азии плоды «сланцевой революции»: нефтепродукты, нефтехимическое сырье и сжиженный природный газ (СПГ). Особенность канала в том, что уровень воды в нем поддерживается благодаря близости озер с пресной водой – это делает его зависимым от уровня воды в них.

Благодаря сланцевой революции США с 2012 по 2022 год кратно нарастили производство нефтехимического сырья: пропана – в 2,5 раза, бутана – более чем в 3 раза. Большую часть этих продуктов американцы экспортируют.

Тревожным сигналом для торговли стало обмеление Панамского канала во второй половине 2023 года, которое произошло из-за засухи и падения уровня воды в самом большом озере неподалеку. Вода в канале опустилась на нижнюю отметку – такого не было последние 30 лет. Администрация канала осенью сократила его разрешенную пропускную способность, в результате чего сотни судов встали. В феврале 2024 года ООН сообщила, что транзит судов по водной артерии сократился на половину от пиковых значений.

В 2024 году ситуация улучшилась незначительно. Так, в июле по каналу прошло лишь 13 судов с СПГ, что в два раза меньше, чем год назад. Все больше поставщиков выбирают более продолжительный, но предсказуемый маршрут для экспорта с Восточного побережья США в Восточную Азию: через Атлантику и Индийский океан, минуя юг Африки.

Инфографика: Панамский канал. Ключевые цифры

Проблема судоходства в Красном море гипотетически может быть урегулирована политико-дипломатическими методами. В этом случае решение вопроса с уровнем воды в Панамском канале потребует нестандартных и дорогостоящих инженерно-технологических решений.

Тренд на деглобализацию, локализацию и сырьевые альтернативы

Какие последствия имеет логистический кризис для мировой нефтехимии, включая производство этиленгликолей? Поговорим об общих тенденциях, не заглядывая в постоянно меняющиеся графики цен на сырье за 2023-2024 год.

Главное последствие – увеличение стоимости сырья, вызванное возросшими рисками прямого ущерба груза и его задержками в пути. Бо́́льшая стоимость страховки и фрахта отражается на стоимости товара. Переработчики нефтехимического сырья закладывают возросшие расходы на конечных покупателей.

Долгосрочным трендом мировой нефтехимии, который актуализируется именно логистическими кризисом, становится деглобализация производства и цепочек поставок. Переработчики нефтехимического сырья будут максимально заинтересованы в сокращении логистических маршрутов и локализации производства.

На практике это может отразиться в следующем:

1) Ускоренная разработка собственных месторождений в странах, традиционно выступающих импортерами нефтехимического сырья. Так, власти Турции в этом году сообщили, что намерены расширить собственную газодобычу.

Китай – главный импортер углеводородного сырья, не только не снижает, но и расширяет использование угля в качестве сырья для нефтехимии, в том числе для производства этиленгликолей (технология «сжижения угля»).

2) Рост сферы переработки и вторичного использования полимеров. Прежде всего это касается пластмасс, которые используются в быту. Развитие инфраструктуры сбора и переработки вторичного пластика стимулируется государствами и отвечает потребительским предпочтениям.

Логика производителей пластика в этом вопросе такая: «Зачем закупать прежние объемы первичного сырья, если оно дорого стоит и приходит с большим опозданием? Когда можно часть продукции выпускать из вторичного пластика, который, буквально, лежит рядом».

3) Развитие технологий производства пластиков и химикатов из сырья, альтернативного нефтегазовому. Главной альтернативой выступает сырье растительного происхождения. Производство биополимеров и биохимикатов пока обходится дороже привычной продукции углеводородного происхождения, однако создание дешевых технологий – вопрос ближайших лет.

Сырье из древесины, свеклы, сахарного тростника или кукурузы для производства этиленгликолей в большинстве случаев более доступно, чем этан, нафта или сжиженные углеводородные газы.

Вам также может быть интересно
26 августа, 2024
Technip Energies NV купила технологии Shell для производства «зеленого» этиленгликоля
Спрос на химикаты из возобновляемого сырья в ближайшие годы будет только расти. Technip Energies – один из самых активных игроков в разработке способов получения альтернативного МЭГ. Компания намерена уже в 2025 году коммерциализировать собственную технологию Bio-2-Glycols.
20 августа, 2024
Главное в МЭГ-индустрии России и мира за апрель-июнь 2024
«Сибур» внес ясность, куда направит излишки сырья с новой установки пиролиза ЭП-600. Проект нефтехимического комплекса ГК «Титан», который предполагает выпуск этиленгликолей, стал обрастать деталями и инфраструктурой, а новости о расширении производства МЭГ теперь приходят из Индии, а не Китая. Подготовили обзор этих и других событий за апрель–июнь 2024 года.
1 августа, 2024
Обзор бизнеса мирового химического концерна № 1
Подготовили обзор бизнеса мирового химического концерна №1 с акцентом на его конкурентных преимуществах, сегменте этиленгликолей и стратегии развития.