Состояние химпрома ЕС сегодня описывают как «глубокий кризис»
Выпуск химической продукции в Евросоюзе становится нерентабельным, компании закрывают заводы и переносят производство в другие страны. Почему так происходит, и что предлагают делать с этим представители европейской химиндустрии?
Россия относительно безболезненно пережила разрыв с Европой в химической отрасли. Наши производители полимеров, которые ежегодно снабжали ЕС продукцией на 1 млрд евро, переориентировали экспорт в Турцию, Китай и страны Юго-Восточной Азии, а уход западных компаний из страны и импортозамещение стали драйвером развития химпрома в РФ. В европейском химпроизводстве все менее радужно, но это не только из-за плохих отношений с Россией.
Во-первых, это затратно…
Столетиями Европа была промышленным и технологическим центром мира – сначала гегемоном, потом делила лидерство с США. В полной мере это касалось химии и нефтехимии. Хотя в XXI веке позиции «старого» континента потеснили стремительно растущий Китай и страны Ближнего Востока. Государства ЕС, прежде всего Германия, оставались ключевыми игроками в различных сегментах производства химпродукции. Кроме того, Европа с ее высоким уровнем потребления, – емкий рынок сбыта химпродуктов извне. В среднем на одного европейца приходится 150 килограммов пластика, что в 2,5 раза больше среднемирового показателя.
Производство пластиков (полимеров) в Европе зависит от поставок сырья – прежде всего природного газа и нафты, которых у самих европейцев очень мало. По этой причине в отрасли периодически случались кризисы – из-за повышения мировых котировок на сырье производство становилось малорентабельным. Но эти временные просадки не идут ни в какое сравнение с ситуацией 2022-2024 годов.
«Нефтехимическая промышленность Европы следует в камеру смертников» – так называется вызвавшая большой резонанс статья в Bloomberg, опубликованная в ноябре прошлого года. В материале констатируется близкий конец целой отрасли, которая обеспечивает доход 19 млн человек. Главной причиной называют цены на газ, который химзаводы используют и как сырье, и как энергоноситель.
Осенью 2023-го природный газ в ЕС стоил в пять раз дороже, чем в США, что выводило европейскую химию за пределы поля рентабельности. По данным Международного энергетического агентства, потребление нефти в Европе в 2023-м упало до 48-летнего минимума, что говорит о недозагрузке установок пиролиза и кризисе производства.
«Было бы ошибкой интерпретировать это как триумф в борьбе с пластмассами. Европа продолжает потреблять огромное количество пены, красок, смол и любой другой продукции, производимой нефтехимическими заводами. Это просто замена местного производства импортными материалами», – считает Хавьер Блас, обозреватель Bloomberg.
До пандемии оборот химпродукции у ЕС составлял 40 млрд долларов, но в 2022-м сократился до 2,5. По данным портала ChemOrbis, в 2023 году Европа больше импортировала различные полимеры, чем экспортировала – исключением стал лишь поливинилхлорид.
Закрыть, уволить, переехать
Финальные данные по химическому производству в Европе выйдут только в апреле, однако по предварительным данным Федерации европейской химической промышленности Cefic, в 2023-м выпуск продукции снизился на 7,6%, а в 2022-м – на 6,3%.
Агентство Rupec опубликовало данные, которые свидетельствуют о регрессе индустрии производства пластиковой упаковки в Германии, – самой населенной страны ЕС. Так, в 2023-м выпуск снизился на 10% до 3,8 млн тонн пластиковой упаковки, продажи за год упали на 7,7% до 16,8 млрд евро. В стране уменьшили производство гибкой упаковки на 12,4%, пленки – на 14,1%. Производство бочек, канистр и ведер из полимерных материалов упало на 12%, пластиковых бутылок – на 3,7%.
Кризис не мог не сказаться на работе предприятий отрасли, многие из которых объявили о сворачивании производства и сокращении персонала.
- В сентябре 2023-го компания LyondellBasell объявила о закрытии завода по производству полипропилена в Бриндизи (Италия) мощностью 200 тыс. тонн в год. Причина для такого решения – «сложная рыночная среда».
- В октябре прошлого года немецкая химическая группа Lanxess сообщила, что намерена на 7% процентов сократить численность персонала и ввести мораторий на прием новых сотрудников. Глава группы сообщил о начале деиндустриализации Германии – процессе, который серьезно угрожает благосостоянию страны.
- В феврале химический концерн BASF (один из мировых лидеров по производству моноэтиленгликоля), объявил о сокращении мощностей, персонала и операционных расходов на своей основной производственной площадке в Людвигсхафене (Германия). Причинами назвали падение спроса и стоимость энергоносителей.
- В марте Evonik Industries AG объявила о сокращении до 2 тыс. рабочих мест по всему миру из-за экономического спада. 1500 рабочих мест сократят на германских предприятиях компании, которые производят спецхимию и пластификаторы.
- В марте компания Celanese, мировой лидер в области производства продуктов из технических полимеров, сообщила, что планирует закрыть завод по производству компаундов в Мехелене (Бельгия).
Тенденция по переносу производства химкомпаний из Европы на другие континенты усилилась еще в 20-е годы. Тот же BASF намерен вложить в завод в китайском Чжаньцзяне 10 млрд долларов. По оценке инвестбанка Jefferies Financial Group, вложения европейских химических концернов в азиатские проекты за 15 лет выросли вполовину. Многие присматриваются к США, где действуют преференции для иностранного бизнеса, растет добыча нефти и газа.
Французская TotalEnergies не планирует инвестировать в нефтехимический сектор в Европе, а вместо этого сосредоточится на США и Саудовской Аравии. «Мы получаем больше прибыли от нефтепереработки и меньше от нефтехимии в Европе. В нашу стратегию не входит развитие мощностей там. Я не думаю, что это стоит инвестиций», – сообщил глава TotalEnergies Патрик Пуянне в конце 2023 года.
Что хотят производители?
В феврале Джим Рэтклифф, основатель и руководитель холдинга INEOS, написал президенту Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен письмо, в котором изложил видение проблем и решений для химпрома Европы. Вот его основные тезисы:
- Налоги на выбросы углерода успешно «отгоняют» инвестиции от Европы. Эти налоги стимулировали импорт из стран, где нет налогов на выбросы углерода.
- В США выбрали другую стратегию – на государственном уровне за счет субсидий там стимулируют технологии, которые уменьшают углеродный след.
- В Европе, когда-то крупнейшем химическом секторе в мире, уже 20 лет не запускали крупные предприятия. Сейчас невозможно обновить производственную базу 30-50-летней давности, руководствуясь приоритетом использования более чистых технологий.
- Власти должны решить проблемы высоких затрат на энергию, налогов на выбросы углерода и обновления производственной базы, которые негативно влияют на химический сектор. «Это последний шанс остановить Европу от лунатизма, направленного на сокращение своей промышленности, инвестиций в рабочие места и выбросов», – считает Рэтклифф.
INEOS – одна из крупнейших мировых химкомпаний, управляющая десятками предприятий. В Европе INEOS производит этиленоксид и моноэтиленгликоль на площадках в Германии, Бельгии и Франции.
Кроме того, несколько европейских ассоциаций производителей пластиковой упаковки обратились к властям ЕС с просьбой обеспечить одинаковые требования для различных типов упаковки независимо от материала ее изготовления и не допускать дискриминации пластика из-за его якобы «неэкологичности». Авторы обращения считают, что замена легко поддающейся вторичной переработке пластиковой упаковки бумажной упаковкой, покрытой пластиком, чревата накоплением отходов, а также принесет прямой ущерб компаниям, выпускающим пластик.
О реакции властей ЕС на эти обращения пока ничего не известно.