Стоимость СУГ в январе несколько раз обновила исторические минимумы
К концу января на крупнейших рынках сбыта сжиженных углеводородных газов (СУГ) наблюдалось затишье на фоне низкого покупательского интереса. Его основными причинами в Европе стали теплая погода и снижение цены, в России – ограничения экспорта и внутренний профицит, а в Азии – новогодние праздники, остановившие товарооборот. При этом резкого изменения ситуации в феврале на рынке не ожидается за исключением небольшого оживления в отдельных регионах.
Польша
В начале года продажи одного из важнейших видов нефтехимического сырья, используемого в том числе для производства моноэтиленгликоля, стагнировали практически во всем мире. При этом на каждом из глобальных рынков сбыта этому способствовали свои причины. Так, на одном из ближайших к России рынку сбыта – в Польше — к концу января торговая активность, по сообщениям трейдеров и одного из отраслевых агентств, практически полностью остановилась, поскольку покупатели пытались дождаться «ценового дна». Но, как только котировки немного начали расти, интерес со стороны клиентов стал восстанавливаться.
При этом, отмечают эксперты, на польском рынке сложилась большая ценовая дифференциация между стоимостью различных поставок. Фактически, сектор поделен на две части, одна из которых получает дешевый продукт от российских поставщиков (например, структура СИБУРа Sibur Intarnational предлагал партии по $400 за тонну на базисе Брест/Брузги/Свислочь), а вторая часть – более дорогой из Европы. По данным отраслевых аналитиков, разница в ценах на конец января превышала $300 за тонну.
Эксперты отмечают, что продажи на польском рынке очень слабые в том числе потому, что его участники продолжают распродавать дорогой товар из запасов, снижая цены. Кроме того, многие клиенты едут в Прибалтику, где предлагают СУГ за очень низкую стоимость.
Украина и Прибалтика
Падает цена и на другом соседнем рынке – на Украине, где на конец января сохранялся профицит сжиженных газов. На фоне этого, отмечают эксперты, трейдеры были вынуждены распродавать запасы, чтобы избежать еще больших убытков. Несмотря на постепенное снижение импорта в страну, поставки все равно превышали предложения, что давило на цены. Одними из факторов падения потребления стали низкий спрос на СУГ со стороны автомобилистов, которые предпочитают меньше ездить из соображений экономии, а также слабая деловая активность из-за постоянных перебоев с энергоснабжением. По мнению трейдеров, избыток пропан-бутана на рынке сохранится до середины февраля, так что они продолжают снижать закупки этого продукта. Некоторые игроки планируют полностью остановить импорт в феврале, восстановив его только в марте. По их мнению, для обеспечения низкого спроса будет достаточно газов внутреннего производства.
При этом на украинский рынок также активно растут поставки дешевого СУГ из Литвы и Латвии, куда в свою очередь поступают большие партии из России. Стоимость сырья оттуда составляет $450-530 за тонну против внутренней украинской цены в районе $950 за тонну. С учетом этого, только за последнюю неделю января импорт из Прибалтики вырос более чем на четверть. И некоторые трейдеры, закупающие СУГ из Польши и Румынии, несут убытки по $200 с каждой тонны продукта.
Северо-запад
В то же время в Северо-Западной Европе котировки крупных партий пропана к концу января выросли более чем на 8% до $670 за тонну (cif APA) в условиях стабильного спроса со стороны покупателей. Такой уровень цены стал максимальным за последние полгода во многом благодаря похолоданию в регионе. Дорожали и крупные партии бутана до $622-628 за тонну на том же базисе — на фоне повышения цен на другой вид нефтехимического сырья, нафту. Ее стоимость выросла более чем на 5% до $735 за тонну. Аналогичный тренд наблюдался и в Средиземноморье. Котировки больших партий пропана там выросли почти на 9% до $670 за тонну (cif Лавера), бутан вслед за ценами в Северо-Западной Европе подорожал на 4% до $620 за тонну при повышении стоимости нафты на 5% до $720 за тонну. На Черном море цены на спотовые партии смеси газов оставались стабильными в условиях невысокого спроса, но их диапазон расширился до $535-565 за тонну.
Таджикистан и Киргизия
Но такой рост скорее исключение, так как в большинстве регионов-потребителей СУГ цены на этот продукт также снижаются. В частности, спотовые железнодорожные поставки сжиженного газа в Таджикистан и Киргизию снизились на фоне слабого спроса и высокого объема предложения (уровень цен там около $320-330 за тонну). При этом в феврале в Таджикистане СУГ могут продолжить дешеветь с учетом, что крупнейший поставщик в эту страну – казахская «Тенгизшевройл» в феврале намерена нарастить на 20% отгрузки в рамках долгосрочных контрактов.
В Киргизии снижение цен эксперты связывают с тем, что национальные импортеры ждут дальнейшего удешевления продукции из России, откуда на данный момент наблюдается избыточное предложение — за счет снижения экспортной пошлины на пропан-бутановую смесь на $46 до $21 на тонну. Кроме того киргизские трейдеры сообщают о высоких запасах СУГ на газонаполнительных станциях.
Китай
Также ослаб спрос на СУГ со стороны потребителей и в Китае, где в конце января в течение нескольких дней традиционно празднуется Новый год по лунному календарю. На это время прием грузов был приостановлен. При этом участники рынка рассчитывают на рост цен и спроса на сжиженные газы со стороны китайских покупателей во второй половине февраля благодаря повышенной активности после праздников как потребителей, так и поставщиков из России, для которых в феврале существенно снизится экспортная ставка. К тому же в феврале ожидается открытие дополнительных автомобильных погранпереходов на российско-китайской границе, что стимулирует рост поставок.
Читайте также: Чего ожидать от Китая? Рынок МЭГ КНР возвращается в нормальный режим после локдауна
Россия
В самой России стоимость СУГ в январе несколько раз обновила исторические минимумы в условиях слабого сезонного спроса и избыточного предложения. Кроме того, в январе резко снизилось значение экспортной альтернативы, что ослабило интерес трейдеров к поставкам за рубеж. В итоге в последний день месяца котировки на СПбМТСБ опустились до отметки 2,2 тыс. руб. за тонну. Однако уже на следующий день стали восстанавливаться и в конце первой декады превышали 4 тыс. руб. за тонну (только за 8 февраля рост составил около 50%).
При этом, несмотря на общий профицит СУГ в России, затруднения на железной дороге в восточном направлении на фоне перенаправления туда практически всех видов промышленной продукции, которые до этого традиционно отгружались в Европу и страны Запада, сформировали нехватку продукта в некоторых регионах. Так, об отсутствии пропана на рынке сообщали трейдеры в Забайкальском крае, где держатся сильные морозы, так что ситуация с дефицитом СУГ, который используется в том числе как сырье для отопления, может стать критичной. Аналогичная ситуация на фоне аномально низких температур сложилась и в Амурской области. При этом в Иркутской области обстановка с ограниченным предложением и продолжительными задержками поставок продукции усугубилась отсутствием предложения автомобильных партий газа Ангарской НХК «Роснефти» в течение двух недель в середине месяца.
Отсутствие отгрузок с завода стало причиной кризиса с отоплением и в другом регионе – Бурятии. Цены на автомобильные партии там взлетели до 30-35 тыс. руб. за тонну. При этом, по мнению экспертов, рассчитывать на быстрое решение этой ситуации не приходится, с учетом загруженности железной дороги на восточном маршруте другими товарами, что может спровоцировать дополнительный рост цен в дефицитных регионах.
Читайте также: Прогноз рынка моноэтиленгликоля на 2023 год