Все в лес! Финны из UPM в 2023-м запускают производство МЭГ из древесной биомассы
В проект первого большого завода биогликолей в Европе инвестируют 750 млн евро. Его запуск ознаменует переход от тестирования технологий к этапу промышленного производства этиленгликоля из возобновляемого экосырья. МЭГ нефтегазового происхождения больше не в тренде?
О заводе «деревянных» гликолей
UPM Biochemicals — «дочка» UPM, финского концерна, который специализируется на лесопереработке, выпуске пиломатериалов и бумаги. С середины нулевых UPM создает из древесины инновационные экологически чистые химикаты различного назначения.
Ключевое производство химвеществ UPM Biochemicals разместят не в богатой лесами Финляндии, а в промышленном сердце Европы — Германии. Выбор локации обусловлен логистикой и близостью к конечным потребителям. Сейчас на площадке 15 гектаров около города Лойна кипят строительные работы: завод биохимикатов обещают ввести в строй в конце следующего года, а в 2024-м он должен выйти на проектные мощности — 220 тыс. тонн продукции в год.
Сырье для биохимикатов — экологически чистая древесина лиственных пород из местных лесов. Ее получат за счет вырубки и закупки остатков на региональных лесопилках.
Продукты, которые будет выпускать завод UPM Biochemicals в Германии:
- Био-моноэтиленгликоль (МЭГ) собственной товарной марки UPM BioPura.
- Био-монопропиленгликоль (МПГ).
- Возобновляемые наполнители собственной марки UPM BioMotion (для изделий из резины и пластмасс).
- Лигнин — полимерное соединение, которое называют «жидкой древесиной».
В UPM Biochemicals в общих чертах так описывают этапы превращения древесины в гликоли:
- переработка и измельчение древесных материалов;
- ферментативный гидролиз — получение этила;
- каталитическая конверсия, последующая дистилляция и разделение на конечные продукты — МЭГ и ППГ.
UPM Biochemicals оценивает объем мирового рынка гликолей в более чем 30 млн тонн с динамикой +4 % в год. К областям применения МЭГ UPM BioPura компания относит производство текстиля, ПЭТ-бутылок и упаковки, автохимии. МПГ из древесины подходит для использования в косметике, фармацевтике, создании композитных материалов и продуктов бытовой химии.
«Мы успешно вошли в бизнес по производству биотоплива и создали прибыльную бизнес-платформу. Сейчас создаем совершенно новый устойчивый бизнес в области биохимии с большим потенциалом роста», — говорит Юсси Песонен, президент UPM.
В компании подсчитали, что показатель ROCE (отдача вложенного капитала) для завода биохимикатов достигнет 14 %.
Традиционному МЭГ сказали: «Прощай!»
UPM Biochemicals не приводит данные о себестоимости или конечной цене био-МЭГ. И, вероятно, тонна биоэтиленгликоля стоит дороже тонны МЭГ из ископаемого сырья (нефть, газ, уголь). Компания продвигает био-МЭГ не в поле ценовой конкуренции, а следуя мейнстримной «зеленой» повестке, которая в качестве ценностей постулирует снижение углеродного следа, использование возобновляемых ресурсов (в том числе сырья) и выход на замкнутый цикл производства.
Ключевые преимущества биогликолей UPM Biochemicals (по версии производителя):
- Свойства аналогичны свойствам гликолей на основе ископаемых, поэтому они легко интегрируются в существующие производственные процессы. МЭГ UPM BioPura соответствует высочайшим стандартам качества.
- В продукте используют углерод из возобновляемых источников (древесина), при производстве био-МЭГ выбросы СО2 на 70 % меньше, чем при выпуске традиционного этиленгликоля.
- Биогликоли будут выпускать в рамках локальных производственно-сбытовых цепочек, что обеспечит максимальную безопасность поставок потребителям.
Читайте также: Терефталевая кислота — продуктовый спутник МЭГ. Как устроен ее рынок?
«Гликоли являются основой химии. Они проверены в бесчисленных областях конечного применения более 100 лет. Основная проблема современных гликолей в том, что они производятся из ископаемого сырья, в основном нефти. Пришло время попрощаться с ископаемыми гликолями и обновить свой бренд полностью экологически чистыми, возобновляемыми МЭГ и МПГ из сертифицированной древесины», — говорится в обращении к клиентам на сайте UPM Biochemicals.
Цель UPM Biochemicals в сфере устойчивого развития — к 2030 году уменьшить углеродный след собственной деятельности на 30 % к уровню 2018 года. Для уменьшения выбросов СО2 в производственно-сбытовой цепочке компания запрашивает данные у поставщиков, выбирая тех, кто эффективнее сокращает углеродный след своего бизнеса.
Азия ждет
Концепция применения экогликолей для декарбонизации конечных продуктов популярна не только в Европе. В августе UPM Biochemicals и корейская компания Dongsung Chemical (производит материалы для изготовления товаров повседневного спроса) объявили о партнерстве в разработке возобновляемого полиуретанового продукта на основе фирменного МЭГ от UPM.
Компании намерены предложить азиатскому рынку новые экопродукты, созданные с использованием био-МЭГ, — прежде всего для текстильной и обувной промышленности. Dongsung Chemical планирует диверсифицировать портфель за счет экорешений, интегрируя UPM BioPura в производство. Затем корейцы рассчитывают расширить область применения биогликолей до клеев и материалов для интерьера автомобилей.
«Благодаря партнерству с UPM мы можем получить доступ к стабильным поставкам инновационных материалов и применять их в наших основных продуктах. Поскольку Dongsung Chemical фокусируется на проектах по сокращению выбросов углерода, мы продолжим сотрудничество с UPM», — сообщил генеральный директор Dongsung Chemical Манву Ли.
Dongsung Chemical разрабатывает экопродукты и технологии для сокращения выбросов углерода на 10 % к 2030 году. Летом компания запустила бренд биоразлагаемых упаковочных материалов ECOVIVA.
В России не до экспериментов
Проект UPM Biochemicals по созданию завода биогликолей без преувеличения можно считать прорывным. Он станет первым в Европе крупным поставщиком МЭГ из возобновляемого сырья. Финский концерн стал лидером негласной гонки на треке от отработки технологий к запуску серийного производства «зеленого» этиленгликоля. В блоге мы регулярно рассказываем о продвижении проектов по выпуску биогликолей и других альтернативных гликолей. Материал о работающем в Индии производстве МЭГ из сахарного тростника читайте здесь.
Тренд на безуглеродные/малоуглеродные технологии и материалы достаточно устойчив — скорее всего, уже в 20-е годы завод UPM Biochemicals потеряет статус единственной европейской площадки по выпуску эко-МЭГ. Дерево в качестве сырья для биогликолей в большей степени доступно в Северной, Восточной и Центральной Европе, однако «деревянный» вариант не является эксклюзивным. Испытания показали, что этиленгликоль получают из кукурузы, свеклы и других растительных материалов.
Факторы, способствующие развитию производства биогликолей на Западе:
- Растущий спрос конечных покупателей и B2B на товары с меньшим углеродным следом, произведенные из возобновляемого сырья.
- Усилия правительств по стимулированию перехода индустрий к экологичным технологиям (например, рынок квот на выбросы CO2).
- Большая волатильность стоимости нефти, газа и угля (сырье для традиционного МЭГ), большая роль России в поставках. Себестоимость гликолей из ископаемого топлива «прыгает» в зависимости от котировок.
В России на фоне геополитических событий ситуация складывается так, что биогликоли в ближайшие годы, скорее всего, останутся в категории не очень актуальных и востребованных редкостей. Из-за санкций в стране профицит нефтегазового сырья, а те западные компании, которые могли бы поделиться технологиями, уже не будут этого делать.
Читайте также: «Нижнекамскнефтехим» объединился с «Алабугой» вокруг этилена
Самый заметный проект в сфере биогликолей в РФ — инициатива «Метафракс Групп» создать производство био-МПГ в Орехово-Зуево. В прошлом году компания сообщила о намерении запустить завод на 30 тыс. тонн продукта к концу 2024 года. Планировали использовать технологию немецкой компании BASF SE, проектантами выступали французы из Air Liquide. О статусе проекта в 2022-м нет данных.
В нашей стране использование продуктов нефтегазового происхождения в качестве сырья для МЭГ адекватно существующей производственной базе и вписано в цепочки переработки углеводородов — это устраивает участников рынка. В условиях проблем в экономике российская нефтегазопереработка и химпром вряд ли будут экспериментировать с альтернативным сырьем, инвестируя серьезные средства в биопроекты. Значение повестки декарбонизации в условиях бойкота Запада также снизится.