Сделали прогноз цен на нефть в 2022 и 2023 годах — выводы неоднозначные
Инвестбанки и аналитики пересматривают прогнозы цен на нефть, волатильность которой обеспечила нервная геополитическая обстановка. Одни участники рынка ждут роста стоимости сырья до 140 долл. за баррель, а другие — ее падения до 70 долл. Реальная ситуация будет полностью зависеть от баланса спроса и предложения.
В начале августа Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) прогнозирует, что средняя цена нефти североморского сорта Brent достигнет 104,8 долл. за баррель. Такой уровень выше июльского прогноза на 75 центов. На следующий год EIA увеличило ожидания сильнее — с 93,75 до 95,13 долл. за баррель. Прогноз средней стоимости североамериканской марки WTI на 2022 год составил до 98,71 долл. за баррель, на 2023 год — 89,13 долл за баррель, что почти соответствует прежним ожиданиям.
От цены на нефть напрямую зависит стоимость корзины базовых нефтепродуктов, в том числе сжиженных углеводородных газов, нафты и ШФЛУ, которые являются базовым сырьем для производства широкого спектра нефтехимических продуктов, в том числе моноэтиленгликоля. На середину августа цена нефти составляла около 94 долл. за баррель.
Всемирный банк на следующие два года прогнозирует ощутимо более высокие цены, чем американский Минэнерго. Там пояснили, что на фоне спецоперации России на Украине и введения западных санкций средняя стоимость барреля нефти может приблизиться к 140 долл. Реализации неблагоприятного прогноза они ожидают в случае, если Запад введет дополнительные санкции против российского энергетического сектора. Базовый прогноз предполагает среднюю цену на нефть в 100 долл., что тоже почти на четверть выше предыдущего варианта. В 2023 году эти показатели могут, по мнению Всемирного банка, остановиться на уровне 90 долл. в базовом и 110 долл. за баррель в негативном прогнозе.
Европа не останется без российской нефти
Российские эксперты в своих ожиданиях солидарны со Всемирным банком. Глава АКРА Михаил Сухов считает, что марка Brent к концу текущего года достигнет цены в 100-110 долл. за баррель, но при введении новых ограничений против российской нефти может взлететь до 130-140 долл. за баррель. Он поясняет, что такой резкий рост может вызвать попытка Запада установить для России специальный ценовой потолок. Также многое будет зависеть от условий европейской зимы. В случае низких температур спрос и, соответственно, стоимость энергоресурсов будет расти.
При этом эксперт сомневается, что установление полного эмбарго со стороны Европы на российское сырье вообще возможно, хотя оно включено в шестой пакет антироссийских санкций с рядом оговорок. В частности, отказ Евросоюза будет поэтапным. Отказ от импорта нефти по морю должен произойти в течение полугода, от нефтепродуктов — в течение 8 месяцев. Поставки по трубопроводу «Дружба» продолжатся.
Такие меры в отношении российского сырья неминуемо снизят объемы предложения на глобальном рынке нефти, что в перспективе будет поддерживать цены.
По расчетам консалтинговой компании BCA research, эмбарго ЕС сократит экспорт нефти из России примерно на 1,6 млн баррелей в сутки к концу года, и на 2 млн к 2023 году. Там дают прогноз цены в 119 долл. за баррель к концу года.
Санкциям вопреки
Несмотря на это в правительстве РФ, напротив, повысили прогнозы добычи и экспорта нефти не только в 2022 году, но и на ближайшие три года. Так, в прогнозе социально-экономического развития РФ от Минэкономразвития до 2025 года заложен рост экспорта нефти до 243,1 млн тонн в 2022 году (весенний прогноз предполагал падение до 228,3 млн тонн), в 2023 году — до 235,5 млн тонн (ранее — 224,8 млн тонн). Эксперты ОПЕК также прогнозируют рост добычи в России в 2022 году, но отмечают, что на перспективу сохраняется значительная неопределенность в отношении производства в стране.
Основными вариантами замещения в Европе российской нефти и драйверами роста предложения жидких углеводородов станут США, Норвегия, Бразилия, Канада и Гайана.
Однако рост добычи в США и геополитическая ситуация в Восточной Европе остаются под большими вопросами.
Ядерный вопрос
Еще одним фактором неопределенности является увеличение поставок на мировой рынок нефти из Ирана, возможность которого полностью зависит от итогов переговоров по ядерной сделке. Речь идет о договоренностях от 2015 года, когда Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция и Иран согласовали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), предполагающий снятие санкций в отношении Ирана в обмен на ограничение его ядерной программы. Но, считают эксперты Goldman Sachs Group Inc, соглашение о ее восстановлении вряд ли будет заключено в ближайшей перспективе. Даже в случае быстрого достижения договоренностей между Ираном, Евросоюзом и США, иранское сырье не вернется на мировой рынок до следующего года.
Сейчас экспорт из Ирана находится на уровне 1 млн баррелей в сутки. Увеличение поставок из страны, по прогнозу экспертов, приведет цены нефти сорта Brent на уровень в 115-120 долл. за баррель в 2023 году, что на 5-10 долл. больше текущего прогноза. Переговоры по иранской ядерной программе возобновились в августе и демонстрируют некоторый прогресс.
Читайте также: Газовый даунстрим в Средней Азии: повлияют ли проекты СНГ на российский рынок этиленгликоля
Альтернативное мнение
Большинство экспертов ожидают роста нефтяных котировок, однако есть и радикально иные прогнозы. Так, аналитики Citigroup считают, что к концу 2022 года они, наоборот, рухнут до 65 долл. за баррель, а к концу 2023-го — до 45 долл. Такие параметры близки к рубежу предельных издержек производителей. Эксперты объясняют свое мнение слабым влиянием соглашения по контролю цен на нефть стран-участниц ОПЕК+ на ситуацию на рынке, а также снижением инвестиций в нефтедобывающей отрасли.
Такие опасения разделяют в саудовской Saudi Aramco. Глава компании Амин Нассер в середине августа отмечал, что сейчас в нефтяную отрасль в мире поступает недостаточно инвестиций для удовлетворения будущего спроса даже при самых консервативных его оценках. Он напомнил о долгосрочных трендах на нефтяном рынке, в частности, о том, что спрос на нефть продолжит расти до конца десятилетия. В июне поставки из Саудовской Аравии росли, а добыча превысила максимальный уровень за два года, свидетельствуют данные JODI.
Высокий спрос
Летом 2022 года спрос на нефть уже несколько недель растет на фоне аномальной жары на европейском континенте и перехода на этот вид топлива из-за взлета цен на газ. К 15 августа фьючерсы доходили до уровня 2 600 долл. за тыс. кубометров. С учетом этого Международное энергетическое агентство (МЭА) в августе повысило прогноз спроса на нефть на 2022 год на 380 тыс. баррелей в сутки.
Эксперты сходятся во мнении, что баланс рынка на фоне геополитической обстановки остается хрупким, так что, скорее всего, до конца года прогнозы ключевых участников рынка еще не раз изменятся, что отразится и на рынках потребления.
Читайте также: Увеличение выпуска МЭГ: есть возможности, но нет необходимости
Как отмечает независимый эксперт Леонид Хазанов, мировой рынок моноэтиленгликоля в этой ситуации будет прежде всего отталкиваться от цен на природный газ, которые в настоящее время находятся на максимально высоких за последние годы уровнях из-за перекоса в балансе спроса и предложения.
В подобных условиях химические заводы Европейского Союза работают с большим трудом и в случае подорожания «голубого топлива» будут вынуждены пойти на сокращение загрузки или даже остановку мощностей, отмечает эксперт. Он предполагает, что возможна нехватка МЭГ на глобальном рынке, хотя ее частично сумеет компенсировать Саудовская Аравия, являющаяся сейчас крупнейшим производителем и экспортером моноэтиленгликоля. Дефицит будет стимулировать рост цен. Их будет поддерживать и рост спроса на пластиковую тару из политиэтилентерефталата (ПТЭФ, ключевая отрасль потребления МЭГ), полагает эксперт.