Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Звонок по России бесплатный
8 800 55-11-037
Офис продаж:
Нижегородская область, г. Дзержинск, Автозаводское шоссе, д. 69Б
Режим работы:
Пн—Пт
09:00—17:00
E-mail:
info@glycols.ru
Главная » Блог » Что ждет рынок антифризов в РФ — анализ ситуации и прогноз на 2022 год
Гликоли.ру logo
129164, Москва, Ракетный бульвар, д. 16, 7 этаж
+7 (495) 249-49-45,

Что ждет рынок антифризов в РФ — анализ ситуации и прогноз на 2022 год

Главные потребители МЭГ в РФ — производители охлаждающих жидкостей для автомобилей. Они покупают порядка 2/3 доступных объемов этиленгликоля, а в сезонную кампанию — летом и осенью — до 90 %.

С начала года стоимость МЭГ на крупнейших мировых рынках снижается

В антифризе МЭГ — один из трех ключевых элементов, наряду с деминерализованной водой и пакетом присадок. Альтернативами МЭГ как базовой жидкости для «охлаждайки» выступают пропиленгликоль, глицерин и даже небезопасный для двигателя метанол. Однако производители, уважающие клиентов и дорожащие репутацией, в основном используют МЭГ.

Эксперты о динамике и тенденциях рынка

В открытом доступе нет достоверной статистики о состоянии отечественного рынка охлаждающих жидкостей. В 2017 году эксперты портала «Автоиндустрия. рф» оценивали объем рынка в 400 тыс. т продукции при средней динамике прироста +10 % ежегодно. Маркетинговое агентство MegaResearch выявило прирост +30 % продаж антифризов в 2019 году с дальнейшей просадкой на 28 % в пандемийном 2020-м. Ориентируясь на эти данные, можно приблизительно рассчитать объемы продаж охлаждающих жидкостей в РФ по итогам позапрошлого года на уровне 410 тыс. т.

В MegaResearch снижение потребления антифризов связывают с уменьшением объемов производства автомобилей и ограничениями, введенными в период первой волны пандемии в 2020 году.

Тенденции рынка в 2020–2021 годах:

  • Удорожание сырья. Из-за форс-мажоров у ключевых мировых производителей, в начале 2021-го цены на МЭГ поднялись на 15–20 %. Второй стоимостной пик был в начале осени. В РФ на спотовом рынке в прошлом году цена за тонну МЭГ достигала 120 тыс. рублей.
  • Снижение качества. Производство эксплуатационных автожидкостей — бизнес с низким порогом входа. Это позволило большому числу производителей, выпускающих дешевые антифризы низкого качества, выйти на рынок в кризисное время.
  • Спрос на продукты марок G11 и G12 (12+). G11 чаще всего приобретают у владельцы подержанных автомобилей. G12 и G12+ — маркер более дорогой и качественной продукции, которая востребована в сегменте новых машин среднего и премиум-класса.
В 2021 году рынок антифризов в России не восстановился до показателей пикового 2019 года. Рост объемов к 2020-му мог составить приблизительно 10–15%.

MegaResearch оценивает долю импортной охлаждающей жидкости на российском рынке в 10 %. В 2020 году импорт повторил общую траекторию снижения, сократившись на 30 %. По данным агентства, до 70 % всего зарубежного антифриза в Россию поставляли Германия, Бельгия и Япония.

Объемы экспорта антифризов из РФ сопоставимы с импортом. Отечественные производители поставляют продукт в основном в страны СНГ.

«Учитывая небольшую долю импорта, который в основном охватывает антифризы среднего и высокого ценового сегмента, влияние введенных против России санкций на рассматриваемый рынок с точки зрения обеспеченности продукцией не будет критичным даже при полном уходе с него поставщиков из недружественных стран. Российские производители смогут заместить недостающие объемы, увеличив выпуск своей продукции или перенаправив определенную часть экспорта внутренним потребителям», — считает Илья Шилин, руководитель проекта MegaResearch.

Читайте также: «Есть ли перспективы у производства ПЭТ-волокон и нитей в России»

Топ-3 производителей антифризов

Точное число производителей антифризов в России назвать сложно: для кого-то выпуск охлаждающих жидкостей — побочный сезонный бизнес, кто-то работает в «серой» зоне, зачастую используя низкокачественные заменители МЭГ.

Как считает агентство Aftermarket-DATA, в низком ценовом сегменте сегодня работают десятки локальных производителей антифризов, которые сильно влияют на региональную картину рынка. Их благополучие связывают с короткой и удобной логистикой дешевого продукта.

Однако несмотря на большое число региональных производителей, 70 % антифриза в России производят всего три компании.

Топ-3 производителей антифриза в РФ:

  • «Тосол-Синтез» из Дзержинска (Нижегородская область). Заявляет о лидерстве в РФ по выпуску охлаждающих, тормозных и стеклоомывающих жидкостей. Производит и дистрибутирует бренды ROSDOT, Felix, AWM, EcoTHERM, «Чистая миля», Sakura. «Тосол-Синтез» поставляет продукцию на конвейеры российских автопроизводителей, имеет допуски компаний BMW, MAN и Volkswagen.
  • Sintec Group из Обнинска (Калужская область). Компания позиционирует себя как № 1 на рынке охлаждающих жидкостей и стеклоомывателей, а также входит в топ-5 производителей на рынке смазочных материалов. У основного антифризного бренда Sintec в конце 2020 года доля рынка составляла 13,2 %.
  • Delfin Industry из Пушкино (Московская область). Специализируется на контрактном производстве автотоваров и автохимии. Предоставляет услугу Private Label для поставщиков антифризов, производя и разливая продукт под заказ.
Позиции «трех китов» российского антифриза устойчивы, новые крупные игроки в ближайшее время вряд ли появятся. Сократить доли «Тосол-Синтез», Sintec Group и Delfin Industry способны, пожалуй, лишь автохимические бизнесы нефтяных гигантов ЛУКОЙЛ и «Газпромнефть» — их брендированные антифризы широко представлены на рынке.
С начала года стоимость МЭГ на крупнейших мировых рынках снижается

Проблема года: крушение авторынка РФ

Около ¾ объема потребления охлаждающих жидкостей приходится на легковые автомобили, далее следуют грузовики и спецтехника. Наиболее маржинальным сегментом из-за корпоративных регламентов техобслуживания и объемов потребления является коммерческий транспорт.

Конечные получатели антифриза — владельцы и эксплуатанты (в случае с лизингом) автомобилей. Однако не всегда жидкость попадает к ним напрямую из магазинов автохимии — большие объемы продукта производители отправляют на автосборочные заводы, а также в автосервисы. От спроса этих групп зависят объемы продаж антифриза.

Ситуация 2022 года для российского авторынка складывается катастрофическим образом — по показателям продаж и производства такого падения не было, вероятно, с начала 90-х годов прошлого века.

Продажи новых автомобилей в РФ по итогам первого полугодия 2022 года (данные «АВТОСТАТа»):

  • в сегменте легковых автомобилей продали 352,1 тыс. единиц, что на 56 % меньше по сравнению с тем же периодом 2021 года;
  • в сегменте коммерческого транспорта (микроавтобусы, грузовики и автобусы) реализовали 84 265 машин — это на 29 % меньше аналогичного периода прошлого года.

Эксперты прогнозируют, что динамика по году будет еще более тяжелой: продажи легковых авто сократятся в 2,5 раза, комтранс просядет на 50 %. Объясняется это тем, что в первом полугодии до конца февраля автопром еще не испытывал мощное санкционное давление. Помимо этого дилеры имели запасы автомобилей из Европы и США. Однако к августу в крупных городах РФ они практически закончились.

Проблема рынка сегодня не только в уходе зарубежных брендов: производство машин внутри страны просело на 2/3. Динамика производства легкового транспорта теперь зависит от темпов работы сборочного конвейера автомобилей Lada. Выпуск легковых автомобилей в России за полугодие снизился на 60 % на фоне простоя заводов иностранных брендов и проблем с комплектующими у российских предприятий.

Обвал в продажах и производстве новых авто отразится на поставщиках антифризов — они недопродадут несколько сотен тысяч стартовых комплектов охлаждающей жидкости автозаводам.

Насколько устойчив рынок?

И все же крайне негативное развитие событий на авторынке не обрушит продажи антифриза пропорционально, например, реализации новых легковых авто. Да, производство и продажи машин падают, однако потребление продукта поддерживается рынком вторичных автомобилей. В РФ порядка 60 миллионов единиц различного автотранспорта — это огромная база потребителей антифриза даже в условиях минимизации закупок со стороны автопроизводителей.

На продажи и индустрию производства антифриза, помимо состояния авторынка, влияет еще несколько факторов. В их числе — стоимость продукта, которая не всегда зависит от спроса. Она может формироваться исходя из цены и доступности основных компонентов (МЭГ), а также платежеспособности автомобилистов — в кризисы часть покупателей уходит в сегмент дешевого антифриза сомнительного происхождения.

Мы подготовили два приблизительных базовых сценария дальнейшего развития ситуации на рынке охлаждающих жидкостей в РФ в 2022 году:

  • Негативный сценарий. Спад авторынка превзойдет прогнозы, новые санкции и последствия старых запустят болезненные для всей экономики процессы, платежеспособность автовладельцев снизится, часть бизнесов по производству автохимии будет балансировать на грани закрытия. В этом случае можно ожидать сжатия рынка антифризов в диапазоне от 5 до 20 %.
  • Умеренно-позитивный сценарий. При стабильном рубле и низкой стоимости МЭГ производители сформируют сбалансированные по цене предложения. За счет господдержки и параллельного импорта авторынок начнет оживать, а экономические неурядицы не отразятся на основной массе автовладельцев, которые сохранят платежеспособность. В этом случае рынок антифризов сократится, но не более чем на 5 % к уровню прошлого года.

Эти сценарии не учитывают геополитических форс-мажоров.

Резюме

  • Рынок охлаждающих жидкостей в РФ динамично рос до 2020 года. Преодолеть спад из-за коронакризиса полностью не удалось.
  • Российский рынок антифризов мало зависит от экспорта и импорта, на которые приходится около 10 %. 90 % продукта, произведенного в РФ, потребляется внутри страны.
  • 70 % производства антифриза приходится на три компании, но на рынке много небольших региональных игроков.
  • Ключевая проблема 2022 года для производителей антифризов — резкое падение выпуска и продаж автомобилей в РФ.
  • Главными покупателями охлаждающих жидкостей останутся эксплуатанты автомобилей и автосервисы. Такая база удержит спрос на антифризы. Сокращение рынка по итогам года может остаться в пределах 5 % к 2021 году.
  • Индустрия производства охлаждающих жидкостей в любом случае останется главным потребителем МЭГ в РФ в 2022 году.
Вам также может быть интересно
20 марта, 2024
В России наращивают производство полиэфирных волокон
В 2023 году в стране запустили крупнейшее предприятие по выпуску полиэфирного волокна. Шахтинский завод – единственный в РФ, где эту продукцию получают прямым синтезом из терефталевой кислоты и моноэтиленгликоля.
11 марта, 2024
Сжечь или разложить?
Благодаря физическим свойствам моноэтиленгликоль (МЭГ) востребован для создания антифризов различного назначения. В России из-за холодной погоды развито производство автомобильных антифризов – на их изготовление уходит до 2/3 всего этиленгликоля.
27 февраля, 2024
UPM успешно продвигает древесный МЭГ еще до начала производства
В 2022 году мы рассказывали о проекте «дочки» финского деревообрабатывающего холдинга UPM. В немецком городе Лойна UPM Biochemicals возводит предприятие, где впервые в промышленном масштабе будут выпускать биомоноэтиленгликоль (био-МЭГ ) собственной марки UPM BioPura.