Низкий спрос надавил на цены МЭГ
Стоимость моноэтиленгликоля, которая оставалась нестабильной в течение последних недель, к концу первого полугодия начала снижаться. Основными причинами являются стабилизация цен на сырье и низкий спрос на МЭГ. По мнению экспертов, цены зафиксируются на текущем уровне до конца лета, но затем рынок может ждать новая волна волатильности.
Факторы влияния
Цена долгосрочных контрактов на моноэтиленгликоль в Европе, о которой участникам рынка не удалось договориться в мае, была наконец зафиксирована сразу на два месяца до конца июня на уровне 1060 евро за тонну.
Участники рынка отмечают, что разница между этими значениями остается очень высокой – это создает проблемы для производителей.
Как поясняет Нина Адамова из Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, основными факторами, влияющими на стоимость МЭГ, являются издержки, которые в свою очередь зависят от стоимости сырья, а также баланс спроса и предложения. Помимо этого, добавляет глава Инфо-ТЭК Тамара Канделаки, на рынок моноэтиленгликоля, как и любого химического продукта, влияет состояние спроса в параллельных пределах, конкурирующих за сырье, и последующих, в которых производятся конечные продукты. Во втором случае, поясняет она, спрос более приближен к макроэкономическим параметрам – реально располагаемым доходам населения и ожиданиям изменений паритета покупательной способности.
Негативный эффект
На данный момент эти показатели играют против игроков сектора моноэтиленгликоля. Так, цены на сырье для производства МЭГ – этилен – в конце мая-начале июня подскочили и до сих пор остаются на рекордных уровнях, в то время как конечный продукт подешевел на фоне низкого спроса со стороны потребителей. Это объясняется дисбалансом на рынке продукта переработки этиленгликоля – полиэтилентерефталата (ПЭТ, сырье для производства пластиковой тары). Объемы его потребления в традиционно высокий летний сезон оказались ниже ожидаемого.
Подорожание сырья, а также серьезная разница между контрактными и спотовыми ценами существенно снижает маржу химических компаний и заставляет их переориентироваться на более экономически эффективные производные переработки сырья – окиси этилена.
Слишком много МЭГ
Сокращение потребления, как отмечают эксперты отраслевого портала IСIS, привело к затариванию складов МЭГ, что вынуждало владельцев этого товара продавать его со скидкой, чтобы иметь возможность разместить новые объемы. При этом стоимость доставки и высокие цены на простой в последнее время привели к сокращению импорта МЭГ из Азии в Европу. Также из-за нехватки площадей в северо-западной Европе сокращаются регулярные объемы поставок из США в июне и июле. Аналитики считают, что это может позволить рынку адаптироваться к снижению потребления. Но пока высокие запасы и низкий спрос вызывают озабоченность продавцов и трейдеров, что дополнительно давит на спотовые цены.
По мнению Нины Адамовой, стоимость МЭГ на мировых рынках зафиксируется на уровнях, близких к текущим, по крайней мере, до конца лета. Эксперт полагает, что в дальнейшем можно снова ожидать скачки котировок.
Основа роста
На данный момент цены на нефть и газ, базовое сырья для производства этилена и, соответственно, МЭГ, остаются неустойчивыми и сильно зависят от информационного фона и политических заявлений. Цена августовских фьючерсов на марку Brent после середины июня опускалась впервые за несколько недель ниже $110 за баррель, на сорт WTI – почти до $100 за баррель.
В середине месяца котировки отреагировали ростом на сообщения «Газпрома» о снижении поставок по ключевому маршруту в Европу «Северный поток» в 2,5 раза до 67 млн. кубометров в сутки и вплотную приближались к отметке в $1600 долларов за тыс. кубометров. К третьей декаде месяца цены стабилизировались на уровне около $1300 за тыс. кубометров. Дальнейшие резкие колебания на рынке первичного сырья будут отражаться и на стоимости продуктов более высокого передела, в том числе и моноэтиленгликоля.
Параллельная реальность
В России в июне сложилась собственная конъюнктура на рынке МЭГ. Цены на внутреннем рынке начали снижаться после нескольких месяцев стабильности. Так, на базисе СРТ ЦФО рыночные цены в марте, апреле и мае оставались в пределах 101,5-102 тыс. руб. за тонну. А к середине июня они впервые за несколько месяцев резко опустились ниже уровня в 90 тыс. руб. за тонну.
Подобная динамика связана, по мнению Нины Адамовой, с сезонным снижением спроса и заметным укреплением рубля, но, главное с падением стоимости в России нефтехимического сырья. Из-за санкций производители не могут экспортировать сжиженные углеводородные газы (СУГ) и нафту. По оценкам экспертов, сейчас из России вывозится за границу только половина обычных объемов из-за остановки сбыта в Европу (около 2 млн тонн). Это создает дефицит на внешних рынках, где цены на СУГ растут, так как производители пытаются заместить этим видом сырья более дорогую нафту, и профицит на внутреннем рынке.
Такие показатели в четыре раза ниже уровня начала года и являются рекордными минимумами на бирже СПбМТСБ. Удешевление сырья, отмечает Тамара Канделаки, должно отражаться на ценах конечной продукции, в том числе МЭГ. Но, фактически, стоимость этого продукта на внутреннем рынке устанавливает его монопольный поставщик – СИБУР. Так что прогнозировать дальнейшую динамику стоимости моноэтиленгликоля в России сложно.
Помочь снижению цен могло бы увеличение производства МЭГ. И, по мнению экспертов, такая возможность у СИБУРа, который наращивает переработку СУГ на фоне его профита, есть. Но, признают на рынке, компания вряд ли на это пойдет из-за отсутствия перспектив роста спроса на этиленгликоль со стороны потребителей.