Декарбонизация и этиленгликоль: отрасль ждет кризис или нет?
Сферы и объемы потребления моноэтиленгликоля в ближайшие годы во многом будет определять процесс декарбонизации. На фоне предстоящего отказа от одноразовых пластиков в крупнейших странах и перехода там электротранспорт спрос на МЭГ может сместиться от сектора ПЭТ и антифризов в сторону газопроводного транспорта и производства красок.
Охрана природы всем миром
В 2015 году было подписано Парижское соглашение – международный договор по вопросу изменения климата, принятый 196 странами. Это стало отправной точкой для начала масштабных изменений в промышленности и экономике, которые во многом начали подчиняться экологической повестке.
На основе соглашения каждая из стран-участниц разрабатывала национальные программы по достижению углеродной нейтральности, но все они включают ряд основополагающих пунктов. Среди них:
- развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и технологий улавливания СО2;
- повышение энергоэффективности;
- максимальная электрификация;
- применение в качестве топлива водорода в наиболее проблемных на данный момент областях – преимущественно в транспортном секторе.
Наиболее активно курс на декарбонизацию реализуется в Евросоюзе, который в конце 2019 года представил Зеленый пакт для Европы – план по достижению нулевого нетто-выброса парниковых газов и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды к 2050 году.
Европа намерена с помощью таможенных пошлин ограничить ввоз на свою территорию продукции, оставляющей заметный углеродный след – угля, нефти и нефтепродуктов. Подобный углеродный налог грозит существенными потерями крупным производителям углеводородов. Например, по расчетам Vygon Consulting, для российского топливно-энергетического комплекса они могут составить до €1,2 млрд в год.
Россия в целом поддерживает движение по сокращению выбросов парниковых газов, но пока не спешит брать на себя такие же жесткие обязательства, рассчитывая в ближайшие десятилетия по-прежнему наращивать добычу угля, нефти и газа. Хотя по указу президента, к 2030 году страна должна снизить выбросы на 30% от уровня 1990 года – по сути, это означает рост на 40% от текущего уровня.
Влияние на рынок МЭГ
Напрямую новые экологические ограничения не затрагивают сферу производства моноэтиленгликолей (МЭГ) и его сопродуктов – диэтиленгликоля (ДЭГ) и триэтиленгликоля (ТЭГ), но косвенно декарбонизация в ближайшие годы может повлиять на рынок этих товаров довольно существенно.
На данный момент основной сферой использования гликолей является производство полиэтилентерефталата (ПЭТ), из которого, в свою очередь, делают пластиковую тару. Именно эта ниша может сильнее всего пострадать от процесса декарбонизации, так как многие страны уже взяли курс на отказ от пластиковой посуды.
По расчетам экспертов, рынок ПЭТ, который пережил всплеск спроса и цен в последние два года на фоне пандемии и спроса на еду на вынос, до 2030 года продолжит расти, но затем будет постепенно сжиматься под давлением новых экологических требований, что повлечет сокращение потребления и МЭГ как сырья для полимеров.
Этот процесс пока практически не затронул Россию. В СИБУРе, крупнейшем национальном производителе МЭГ, не ожидают падения спроса на этот продукт в ближайшие годы. Там отмечают, что спрос на этиленгликоль стабилен и превышает предложение. В связи с этим в горизонте до 2025 года компания ожидает увеличения дефицита на фоне роста спроса со стороны сегментов ПЭТ и охлаждающих жидкостей.
Еще один крупный рынок сбыта МЭГ – сектор антифризов для автомобилей и теплоносителей, которой Bank of Merrill Lynch предрекает стагнацию уже в 2025 году на фоне активного перехода на электроустановки в автопромышленности. Спрос на МЭГ существенно сократится, хотя некоторое потребление сохранится с учетом, что и электрические агрегаты требуют применения систем охлаждения.
Стабильный спрос
Наиболее устойчивыми сферами применения моноэтиленгликоля останутся газовая промышленность и сектор производства лакокрасочных изделий. Это связано с тем, что газ отмечен как наиболее экологичное ископаемое топливо в плане глобальной декарбонизации.
Ожидается, что его добыча в ближайшие десятилетия будет расти, что потребует постоянного расширения системы трубопроводного транспорта. Только за последнее время в мире было введено или запланировано сразу несколько крупных проектов в этой области.
Россия планирует в ближайшие месяцы запустить газопровод «Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров газа в год. В конце прошлого года заработал Трансадриатический трубопровод (Trans Adriatic Pipeline, TAP) из Турции через Грецию, Албанию и Адриатическое море в Италию. На данный момент его мощность составляет 10 млрд кубометров газа в год с возможностью удвоения этого объема.
За год до этого было завершено строительство Трансанатолийского трубопровода (TANAP) из Азербайджана через Грузию и Турции. В перспективе с TAP будет соединен Интерконнектор IGB между Грецией и Болгарией.
Еще одним крупным проектом в этой области является Восточно-Средиземноморский трубопровод (EastMed) с пропускной способностью 10 млрд кубометров в год, по которому газ пойдет с шельфовых месторождений Средиземного моря в Грецию, а затем, через трубопроводы Poseidon и IGB, в Италию и другие страны Европы.
Только вверх
Потребление моноэтиленгликоля в лакокрасочном секторе также в перспективе будет только расти, так как в этой спрос будет стабильно увеличиваться. На фоне пандемии объемы покупок материалов для строительства и ремонта выросли по многим продуктам в несколько раз. Эксперты говорят, что те деньги, которые население раньше тратило на путешествия и развлечения из-за их недоступности теперь идут на улучшение жилищных условий.
Геннадий Аверьянов, директор Ассоциации “Центрлак”, вице-президент Российского Союза химиков.
Декарбонизация отрасль ЛК не затрагивает, но экологические требования к отрасли все же растут. Так, например, нормативы по содержанию в красках летучих органических соединений снижаются для продукции на органической основе. Индустрия сейчас развивается в двух направлениях: ЛКМ на водной основе и ЛКМ с высоким сухим остатком, в которых летучие соединения минимальны или отсутствуют. Производство и потребление ЛКМ на водной основе растет и эта динамика сохранится в перспективе.
По мнению экспертов, сокращение потребления МЭГ в каком-то из секторов не означает кризис для отрасли, так как производители всегда смогут переориентировать свои объемы в другие направления, которые будут стабильно расти.