Цены на этиленгликоль залягут на дно на три года, но потом ситуация изменится. Что ждет рынок к 2030 году?
Бурный рост цен на моноэтиленгликоль (МЭГ), начавшийся в конце 2020 года, не продлится долго – прогнозирует британо-американское аналитическое агентство IHS Markit. Переизбыток производственных мощностей и медленно растущий спрос, на котором отразились пандемия коронавируса и декарбонизация, станут причинами глобального обрушения цен ближайшие три года. К 2030 году ситуация стабилизируется, и основной точкой роста будет Китай.
Глобальные тенденции
На стоимость этиленгликоля в 2020 году влияло несколько факторов:
- Европа начала антидемпинговое расследование против крупнейших поставщиков – США и Саудовской Аравии.
- Производство МЭГ в Северной Америке сократилось из-за природных катаклизмов.
Из-за этого в конце 2020 и начале 2021 года цена достигала максимумов, хотя в 2019–2020 году стоимость нефти и продуктов ее переработки обрушилась.
По оценке IHS Markit, в ближайшей перспективе эта ситуация изменится, а средняя цена на МЭГ в 2021 году существенно снизится, как и загрузка мировых мощностей по его производству.
К 2023 году она упадет до 60% и не будет превышать уровня в 70% как минимум до 2030 года из-за запусков и расширения производств. Будут использоваться как традиционные, так и новые технологии, например, преобразование угля в моноэтиленгликоль.
Глобальный спрос будет расти гораздо медленней – с 35 млн тонн в 2021 году до 43 млн тонн к 2030 году, но объемы производства существенно превысят этот уровень. Предполагается, что к 2030 году будет выпускаться около 65 млн тонн этиленгликоля в год.
По мнению экспертов, перепроизводство на фоне слабого спроса, в ближайшие годы будет давить на контрактные цены на моноэтиленгликоль на основных рынках сбыта.
Европейская конкуренция
В 2020 году в Европе «законодателями» цены были BASF, INEOS и NPK Orlen. В начале года скидки на МЭГ достигали 21–22%, но к его концу ситуацию на рынке существенно изменило начало антидемпингового расследования в отношении производителей этиленгликолей из США и Саудовской Аравии. Недостаток объемов на европейском рынке поднял цены до пиковых за последние годы значений.
Однако 2021 году стоимость опустится в среднем до 640$ за тонну, а отметки почти в 590$ за тонну она достигнет к 2022 году. Восстанавливаться цена будет с годовым лагом к США. Например, если в 2027 году в Америке прогнозируется уровень выше 1 тыс. $ за тонну, то в ЕС в этом году он будет почти на 100$ ниже.
Уровень цен будет определять и баланс закупок по контрактам и на рынке. В 2019 году спотовые цены почти в течение всего года были ниже контрактных, что заставило покупателей максимально перейти на рыночные объемы и закупать МЭГ вне договоров.
Этот тренд сохранился в начале 2020 года, но в итоге нехватка импортных материалов на рынке в течение нескольких месяцев во второй половине года привела к тому, что котировки превысили контрактный уровень, и покупатели вернулись к активным закупкам в рамках договоров.
Азиатская нестабильность
Ситуация на основных рынках сбыта моноэтиленгликоля будет во многом зависеть от конъюнктуры в Азии, особенно в Китае.
Колебания стоимости МЭГ тут были более резкими, чем на других крупнейших рынках. В 2020 году контрактная цена упала с 780$ до 600$ за тонну. По прогнозу IHS она будет оставаться на близком к этому показателю уровне ближайшие три года. Но восстановление рынка Северной Азии будет более стремительным, превышая европейские и американские показатели цены на 150$–200$ за тонну в 2025–2030 годах.
Цены на спотовом рынке материкового Китая определяются ежедневно. Местный монополист – государственный нефтехимический холдинг Sinopec – ежемесячно устанавливает контрактные цены, которые во многом базируются на спотовых котировках. Китайские котировки становятся важным бенчмарком для переговоров во всей остальной Азии и на других крупных рынках.
В отчете отмечается, что ключевые поставщики в азиатский регион SABIC, MEGlogal и Shell редко продают существенные объемы на спотовом рынке, предпочитая контрактные обязательства. Как правило, соглашения заключаются через региональное представительство в конкретной стране – Малайзии, Тайване, Южной Корее или Японии.
Спотовая активность довольно хаотичная, но прозрачная, на нее с готовностью ориентируются в остальном мире. Подобная структура может приводить к серьезным краткосрочным колебаниям спроса и создавать волатильность рыночных цен.
Североамериканская специфика
В США в ближайшие три года стоимость МЭГ может остаться на многолетних минимумах – ниже 600$ за тонну (FOB US Gulf Coast).
По прогнозам IHS Markit, цена на этиленгликоль постепенно восстановится. К 2028 году она составит около 1100$ за тонну и будет находиться на этом уровне как минимум до 2030 года.
Механизм формирования цены тоже может измениться. Сейчас наиболее распространен принцип, который используют четыре крупнейших международных производителя: Shell, MEGlobal, Equistar и SABIC. Он на паритетной основе учитывает среднюю месячную контрактную цену в Азии и рыночные котировки.
В 2020 году чаще использовалась другая формула:
- на 50% учитывалась средняя контрактная стоимость МЭГ за 4–5 месяцев у основных мейджеров рынка;
- 50% приходилось на спотовые азиатские цены;
- + 100$ на тонну, которые обеспечивали удовлетворительную доходность для внутренних американских производителей.
Эксперты считают, что в перспективе азиатские контракты исчезнут из механизма ценообразования.
В последние годы цена на МЭГ на североамериканском рынке находилась под давлением новых дешевых объемов производства на базе сланцевого сырья, запущенных в 2019–2020 годах. Из-за переизбытка предложения рынок начал разворачиваться к существовавшей в 1990-ых годах структуре цены с минимальной или даже нулевой надбавкой к азиатским котировкам.
Эксперты отмечают, что в ближайшие годы на отдельные регионы или глобальный рынок в целом в большей степени будут влиять форс-мажоры, которые могут привести как к резкому росту цены, так и к ее обрушению. По мнению игроков рынка, нельзя исключать продолжение давления на рынок пандемии коронавируса, из-за которой многие страны снова вводят жесткие ограничительные меры.