Испортил цистерну товара, остался должен миллион, но нашел новых клиентов
Меня зовут Алексей Егорычев, я генеральный директор ООО «Гликоли.ру». В этом бизнесе я уже 17 лет, но началось все с череды случайностей. Сегодня я расскажу, как достал этиленгликоль в разгар сезона, когда все поставки расписаны, остался с большим долгом, выплатил его и нашел своих первых клиентов.
Шанс, который нельзя было упустить
Сентябрь 2003 года. Уже тогда я очень хотел заниматься бизнесом, но пока был наемным сотрудником: занимался анализом рыночных цен в Торгово-промышленной палате Дзержинска.
Ко мне обратилась компания «Витекс».
– Можешь привезти нам этиленгликоль?
Как я узнал позже: сентябрь – разгар сезона, все поставки на заводах уже расписаны и достать хоть что-то очень трудно.
– Да, конечно, могу. А что это такое? – я понятия не имел, чего они хотят, но упускать шанс было нельзя.
Я залез в интернет, нашел еще советские справочники производств и узнал, что этиленгликоль в России производят только три завода: «Сибур-нефтехим», «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез».
В Нижнекамск добираться было долго, а про «Сибур» мне сразу сказали:
– Туда даже не суйся, там тебе ничего не дадут. Нужно смотреть в сторону Татарстана.
– Окей, я попробую!
И поехал в Казань.
Что мне приготовил «Казаньоргсинтез»?
Я никуда не звонил: в этом не было никакого смысла. Мне бы сказали, что свободных объемов нет и не предвидится, и на этом разговор бы закончился.
С собой я вез около 900 тысяч рублей – космическая для меня цифра на тот момент. Я думал только о том, чтобы довезти их до завода в целости и сохранности, иначе затея с бизнесом провалилась бы, так и не начавшись.
Сумма была в векселях Сбербанка – их приклеивали ко мне, чтобы в поезде никто не украл. В ту ночь я старался не спать, но все-таки забылся. Вскочил в холодном поту: «Где они?! А, вот они, на месте…»
В Казани я был впервые и как только спустился с поезда, сразу поехал на завод. Пришел в отдел сбыта, но там меня ждал закономерный ответ:
– У нас ничего для вас нет, все объемы расписаны. И… вы кто?
А что я мог ответить? У меня даже компании своей не было.
– Да вот я за этиленгликолем приехал. Не могли бы вы меня отгрузить, мне хотя бы одну машину.
Меня отправили к замначальнику отдела сбыта. Он меня принял, но его первым вопросом тоже был:
– А вы кто?
Я объяснил ситуацию:
– Я из Дзержинска, у нас в городе есть потребитель – производители тосолов, мы хотим начать работать с вами.
В первый день у них ничего для меня не было. И во второй тоже. И в третий. В итоге я пробыл в Казани неделю. Каждый день, как на работу, приходил в приемную, а мне говорили:
– Ничего нет, приходите завтра.
Но снова помог случай. Пятница, приемная, я опять сижу, жду и думаю: «Если мне сейчас ничего не дадут, то придется возвращаться пустым». На такой расклад я был категорически несогласен: как так, такой шанс, а я ни с чем – так нельзя!
И вот я сижу, а мимо проходит замначальника отдела сбыта:
– О, опять ты здесь!
– Да, опять.
– А у нас на отгрузку все сегодня приехали? – спрашивает он у секретаря.
– Нет, одной компании нет, у них машина сломалась.
– Ну, вот он, твой звездный час, дождался!
Как я привез этиленгликоль, но оказался должен
Мне срочно нужна была автоцистерна. В ближайшем к заводу киоске Союзпечати купил местную газету с рекламой, быстро нашел нужное объявление, позвонил:
– Мне сегодня нужна машина на погрузку, плачу налом.
Когда подогнали камаз, я смотрел на него и думал: «Он развалится при погрузке, без вариантов. А если повезет и не развалится, то до Дзержинска точно не доедет». Это сейчас мои машины проезжают этот маршрут за 7 часов, а тогда мы с водителем добирались 36, настолько древним был автомобиль.
Но я доехал, передал товар заказчику:
– Вот, привез!
– Здорово. Сейчас сделаем входной контроль качества и поставим на слив.
Открыли люк, а оттуда – мощный запах дизельного топлива.
– А что ты привез?
– Как что? Этиленгликоль!
Тогда я еще не знал, что емкость для перевозки нужно мыть и пропаривать, потому что этиленгликоль впитывает все посторонние вещества. Я залил его в цистерну из-под дизельного топлива, и, естественно, он испортился.
Заказчик мне тогда сказал:
– Вот тебе эта цистерна, забирай ее куда хочешь, девай ее куда хочешь, возвращай нам деньги. У тебя три дня.
Как я вернул все деньги и нашел первых клиентов
За эти три дня мне нужно было расширить клиентскую базу из одного заказчика хотя бы до двух и что-то придумать. Я взял печатный каталог «Цены. Товары. Услуги», узнал, кто в Дзержинске производит тосолы и антифризы, выписал их себе и начал всех обзванивать.
Сначала мне пришлось цистерну покатать по городу: одному, другому, третьему, четвертому. Везде были отказы, никому этиленгликоль такого качества был не нужен.
Но потом компания «Промпэк» – мой старейший клиент сейчас – ответила:
– Возьмем, но с дисконтом.
Пришлось отдать с приличным убытком. То, что мне заплатили, я вернул со словами:
– Сейчас вот такая сумма, остальное буду должен.
Я посчитал: даже годовой зарплаты в Торговой палате не хватит, чтобы вернуть долг. Если останусь там, это я сколько лет буду его возвращать?! Нужно искать что-то более высокооплачиваемое. Вариантов у меня нет, нужно опять ехать в Казань!
И тут звонок от тех, кто до этого уже отказался от моей цистерны:
– Слушай, им привез, давай нам вези! Мы тебя снарядим.
И поехал второй раз.
И вот, благодаря удачному стечению обстоятельств, случайной цистерне и моей настойчивости мы на рынке уже 17 лет. Только теперь этиленгликоль доставляем совершенно чистый, без дизельного топлива.